Жанна ПУЧИНИНА. Мистическое путешествие Таймураза Козонова

Мы должны пройти сквозь одиночество и трудности,

сквозь уединение и тишину,

чтобы найти то волшебное место,

где можно плясать свой неловкий танец

и петь свою печальную песню.

Этот танец и эта песнь являются древнейшими ритуалами,

с помощью которых сознание приходит

к осознанию собственной человечности.

Пабло НЕРУДА.

Таймураз Александрович Козонов родился в 1936 году в югоосетинском селе Рук. По окончании историко-филологического факультета Цхинвальского пединститута преподавал историю сначала школьникам Азербайджана, затем – студентам СОГМИ и СКГМИ. Закончив аспирантуру Института мировой экономики и международных отношений, стажировался на Кубе. Сотрудник АПН с 15-летним стажем. В его послужном списке – около двадцати стран, в том числе Никарагуа, где помогал революционным СМИ бороться с американской пропагандой; Ангола, где пребывал в качестве идеологического советника правящей (прокоммунистической в ту пору) партии и “серого кардинала” официального телевидения. Живет в Анголе и теперь, днем преподавая студентам Бэнгельского университетского центра всемирную историю на португальском, а вечерами слушая Лучано Паваротти и шелест волн Атлантического океана, плещущихся под окнами его дома…

– А что, в Анголе заняться больше нечем?

– После шести вечера белому на улице появляться не стоит: в лучшем случае ограбят, в худшем могут и убить.

– Воистину черная неблагодарность! Это за то, что вы пытались осчастливить их социализмом?

– И потратили на это массу средств. Революция в Никарагуа, к ophleps, стоила нам двух миллиардов долларов, а ангольская -пятнадцать… Эти затраты были преждевременны, а значит, бессмысленны.

Все должно созревать своим естественным путем, а не прививаться искусственно. В итоге, и Никарагуа, и Ангола идут сейчас по капиталистическому пути развития. Правда, с гораздо меньшим скрежетом, чем мы. Что вполне логично: исторический опыт, да и сами масштабы у нас разные. По крайней мере, таких мучительных межнациональных конфликтов там нет.

– Как раз в этом контексте мой следующий вопрос, сугубо профессиональный. Поскольку мы обязаны всегда, а в такие моменты особенно четко просчитывать, “как слово наше отзовется”, какова должна быть мера откровенности журналиста? Должен ли он выкладывать всю правду, которую ему случилось узнать?

– Боже упаси! Это как раз те случаи, о которых говорится: “простота хуже воровства”. Всему должно быть свое время. Если в катастрофе погибает чей-то сын, сообщите ли вы его больной матери об этом сразу или все же постараетесь как-то подготовить ее, сказав хотя бы, что он ранен и лежит в больнице? Разве, поставив безнадежный диагноз, лишите надежды и пациента, сообщив ему об этом? Несомненно, нет! Так же и здесь. Безоглядная правда может натворить массу бед, даже убить человека. И он, и общество в целом должны быть готовы к тому, чтобы суметь проглотить эту правду, не поперхнувшись. Мне думается, и перестройка так позорно завершилась потому, что преждевременно обрушилась на психологически неготовые к ней народы – как отдельно взятой страны, так и всего социалистического лагеря. С разрушением Берлинской стены несколько поспешили, неспроста ведь сегодня на Западе невесело шутят, что ее надо бы восстановить, но уже метров на двадцать выше…

– Вы считаете, что можно было пока обойтись косметическим ремонтом?

– Перестройка была нужна. Но не такая. И не с такими бездарными, простите, “прорабами”… Я считаю Горбачева почти больным человеком, он ведь страдал логореей – недержанием речи! Затевая ремонт дома, вы с чего начнете? Само собой – с крыши! Только никак не с фундамента. А Горбачев и его последователи начали именно с него, поэтому и свой дом рухнул, и соседские qkednl потянул.

– Как это отразилось на вас лично?

– Безусловно, как личная драма. Ведь я искренне верил делу, которому служил и которому отдал пятьдесят лет своей жизни, даже семьи так и не завел… Времени для размышлений у меня оказалось много. Думая, сопоставляя, анализируя, я пришел, наконец, к Библии, к вере вообще. Погрузившись в нее, как мне показалось, понял, на чем основывалось изменившее судьбы мира умозрительное творение Маркса и в чем было фундаментальное заблуждение его последователей: они отринули Бога…

– И куда вы после этого дели свой партбилет?

– Он там же, где и был: при мне. Как говорил мудрый Абуталиб, “не стреляйте в прошлое из пистолета, не то будущее выстрелит в вас из пушки”. И канонада этих выстрелов доносится даже до берегов Юго-Западной Африки, где я пребываю последние годы.

В первые месяцы первой чеченской войны, когда в боевых операциях участвовали едва ли не все рода войск и применялись все средства вплоть до залпового огня, меня, кавказца, просили объяснить, что к чему: как раскололся “единый и могучий Советский Союз”, как “нерушимая дружба новой исторической общности -советского народа” переросла в лютую вражду, каков вообще механизм этих преобразований, этой вашей “кровавой перестройки”? Приглашали на телевидение, на всевозможные “круглые столы”… Но разобраться в этих сложнейших процессах не то, что африканцам, самим россиянам было не дано. В начавшемся противостоянии переплелось столько разнородных и разрозненных сил, сколько ни в одном из конфликтов, виденных мною в разных странах и на разных континентах. Здесь порою сами участники не знают, кто сценарист, а кто режиссер этого бредового спектакля. Да и сами режиссеры не все друг о друге знают и тянут в разные стороны, как крыловские лебедь, рак да щука. Не может быть общей цели, а потому и общего единого руководства у таких сил, как криминально-коммерческие и торгово-экономические, идейно-политические и исламско-шариатские, великодержавные и национал-патриотические, военно-политические и наемно-авантюристические, великорусские и великотуранские, православно-христианские и панисламистские… Причем, в каждой из этих сил имеются свои антисилы, чьи центры находятся в разных qrp`m`u с разными целями и методами их достижения…

Но речь пока не о том… В “Деяниях Апостолов” есть рассказ о калеке, сидевшем у храма, куда его каждое утро приносили сородичи, так как ноги его были от рождения парализованы. Петр вернул ему способность ходить. Весть о чуде, конечно же, разнеслась мгновенно, и в ознаменование его три тысячи человек разом приняли святое водное крещение. Они стали жить общиной и все заработанное за день слагали к ногам пастыря, который распределял хлеб насущный по совести и справедливости. Читал и думал: это ведь не что иное, как коммуна, где пастырь – генсек, казна – партвзносы… Да и моральный кодекс строителя коммунизма – чем не десять заповедей? Так что Маркс, в сущности, ничего нового, революционного не придумал, просто “творчески переработал” библейские постулаты применительно к новым, капиталистическим условиям. Некоторые западные ученые вообще считают, что это – чистейший плагиат. Утверждают, более того, что всплыли, якобы, дневники автора Коммунистического Манифеста, из которых следует, что это была целенаправленная месть за свой веками притесняемый народ: отняв у мира Бога, он отнял у человека сам смысл его существования, тем самым приравняв его к быдлу, к скоту. Помните, у Достоевского: “Если Бога нет, то какой же я тогда капитан?” Если это не “утка”, то самая грандиозная мистификация уходящего тысячелетия, последствия которой нам еще долго придется расхлебывать.

– И это говорит коммунист со стажем длиною в полжизни?

– Десять лет назад я принял святое крещение – уже здесь, в Анголе. Библия стала моей настольной книгой – читая ее, я каждый раз открываю для себя что-то новое.

– А как в контексте опыта прошлого и новых открытий вам видится взрыв, прогремевший на Центральном рынке Владикавказа?

– После обвального распада Советского Союза роль Кавказа в современной геополитике резко возросла. Эти “ворота народов”, как именуют Кавказ западные историки, превратились в большой коридор связи, в важнейший транспортный узел. Через него идут нефтегазопроводы, линии электропередач, наземные, воздушные, морские транспортные коммуникации; причем их расширяют, модернизируют с целью подключения к уже имеющимся линиям, ведущим к портам Средиземного моря и Персидского залива. Далее вступает в deiqrbhe отлаженный до блеска механизм выкачивания природных (читай: национальных) богатств во имя процветания власть имущих и коммерческих (читай: криминально-коммерческих) структур за счет дальнейшего обнищания народных масс… Типичная картина современного, модернизированного неоколониализма.

Россию, выронившую ключи от “ворот народов”, сегодня всеми силами хотят отдалить от каспийской нефти, от крупнейшего в Средней Азии Тенгизского месторождения, чья нефть будет идти через Кавказ. Поэтому следует говорить не о каком-то одном взрыве, а о целой серии, в которой: взрыв памятника Ленину, памятника Дружбы народов, Суннитской мечети… Об убийствах полномочного представителя президента России Поляничко, известного предпринимателя Сергея Зленко и вице-премьера правительства Республики Южная Осетия Валерия Хубулова, о похищениях высокопоставленных российских чиновников в Чечне… Все это – звенья одной цепи. Сама же она – в руках тех, кто (отнюдь не без участия различных спецслужб) развалил Советский Союз и кто теперь хочет раскроить на маленькие лоскутики Россию; тех, кто развязал войну на Балканах… Качать ресурсы из карликовых государств гораздо проще, чем иметь дело с могущественной державой. Поэтому и необходимо перессорить всех со всеми: Россию – с Чечней, Россию – с Осетией, как Северной, так и Южной; их – друг с другом, осетин – с ингушами… Принцип стар, как мир: разделяй и властвуй. Режиссеры межнациональных конфликтов прекрасно знают, что развязываются они легко, а длятся годами. Это-то им и выгодно! Тысячелетняя Европа веками билась над Балканским узлом, а страна, чьей государственности каких-то двести лет – младенец по историческим меркам – вознамерилась разрубить его в одночасье, получив обратный результат: на сегодняшний день балканская проблема не имеет решения.

– А осетино-ингушская?

– Ингушская агрессия (хотя это определение как бы остается за кадром, поскольку политической оценки событий 1992 года до сих пор не дано) вольно или нет, но была санкционирована… Государственной Думой России, принявшей Закон “О территориальной реабилитации…”, причем в отношении лишь одного из тринадцати, если не ошибаюсь, репрессированных народов. Не берусь судить, что это было – глупость, либо провокация, но факт остается фактом: парламент страны принял решение, которое было ни чем иным, как “казус-белли” – поводом к войне. И она громыхнула со всеми исходящими отсюда последствиями. Так быстро, как этого хотелось бы Центру, ликвидировать их нельзя. Слишком много саднящих ран, а их лечит только время. Здесь, как говорится, спешите медленно…

Однако мне хотелось бы напомнить, что мы христиане или хотя бы христианизированные горцы. А значит, должны уметь прощать, иначе никогда не будет мира в наших домах. Прощать и искать пути решения проблемы. Один из них – консенсус, путь взаимных уступок. Причем значительно больше, чем двусторонних – как бы многоступенчатый или многосторонний консенсус. Это нестандартный путь, и в истории дипломатии он встречается довольно редко. Бывший Союз ССР воспользовался им всего два раза: с Финляндией, граница которой была передвинута подальше от Ленинграда, затем с Ираном и Турцией тоже по вопросам границ. Метод многоступенчатого консенсуса разрабатывают современные политологи для применения его в решении сложных региональных, этнических и прочих конфликтов.

Имеющийся же вариант возвращения беженцев к местам прежнего проживания проблему не решит. В политологии есть такое понятие: демографическая экспансия. Поясню на примерах. Всего тридцать лет назад албанцев в Косово было несколько сотен тысяч. Теперь их около миллиона, и они уже одной своей массой выдавливают славян с их территории… Титульная нация Узбекистана исчислялась девятью миллионами, теперь – 19-ю. Те же 30 лет назад чеченцев было 400 тысяч, сегодня их уже более миллиона. В 1962-1963 годах, когда я с группой иностранцев работал в Чермене, ингушей там было несколько дворов, а за 20 лет стало большинство… Причем это, заметим, в отсутствии запрещенного Советами многоженства. А сегодня как в Чечне, так и в Ингушетии оно официально разрешено. В условиях компактного проживания более многодетная генерация неизбежно начнет доминировать, постепенно, но неуклонно вытесняя меньшую. Прибавьте к этому, что многие родители многодетных семей не в состоянии их прокормить, следовательно, детям приходится добывать хлеб насущный самим – со всеми исходящими отсюда последствиями, первое из которых – рост преступности. Так что путь компактного проживания (особенно в селах), на который наставляют нас чиновники из Центра, плохо разбирающиеся в специфике Кавказа, и некоторые сверхинтернационалисты, ведет не к решению проблемы, а к ее заглушению, чреватому новыми взрывами. Rpeukerm война или второй геноцид в Южной Осетии тому трагический пример.

– Это – взгляд “Мураза А.Козонти, профессора”, как значится в вашей ангольской визитке. А как видится ситуация недавно обращенному христианину Таймуразу Козонову? Ведь вера, неважно, какая именно, но истинная, может творить чудеса, недоступные политику…

– Я много об этом думал. В частности, о том, что Владикавказ, почти как Иерусалим, стал городом трех религий: христианства, мусульманства и язычества. Что же, неужели и его ждет участь вечного города с его вечными войнами и бесконечными конфликтами?

Но нет худа без добра. Десятилетия атеистического воспитания не дали пустить глубокие корни ни одной их этих религий, которые не способны не только установить царствие небесное, к чему призывают денно и нощно, но и элементарного мира между народами. Однако это совсем не значит, что их нужно отвергнуть. Заслуги каждой из них в развитии цивилизации неоспоримы. Невольно поверишь в созидательную силу христианства при взгляде на государственный флаг одной из самых богатых и стабильных стран мира – Швейцарии: на нем только один символ – Крест. Конституции ряда государств вообще начинаются словами: “Именем Господа Бога…” Что же касается самого могущественного денежного знака -американского доллара, то и на нем, как и фронтоне Конгресса США, начертано: “In God we trust” – в Бога мы верим.

И ислам вписал немало славных страниц в мировую историю. Особенно в науке, технике, культуре, архитектуре… Без Бухары, без Самарканда с его несравненной Шах-Зиндой, без Агры с ее чудотворным Тадж-Махалом и многих других дивных творений история цивилизации не была бы полной.

Право на существование дано этим религиям свыше, и никто на земле не смеет им в нем отказать. Но мне кажется, что пришло время для создания новой теологии, нового объединяющего, созидающего вероучения. Тем более, что периоды мирного сосуществования двух основных современных религий никогда не были продолжительными. Предвижу недобрые усмешки: самодеятельность, мол, провинциальная мания величия! Но, во-первых, для Всевышнего нет “столиц” и “провинций”. Христианство зародилось как раз в ndmni из самых захолустных провинций Римской империи и, кстати, тоже в начале нового тысячелетия и также в условиях больших социальных катаклизмов, связанных с декадансом Римской империи.

Может, и нас, не имеющих “цивилизованной”, писаной религии, Господь неспроста придержал в этого рода развитии? Может, он потому и совершил некоторые из своих чудес на осетинской земле? Спасение святого Хетага, недавнее посещение Дигории Уастырджи… Может, основой новой религии суждено стать нашему Священному Адату – этому богоданному кодексу жизни? Ирон агъдау, ирон намыс, ирон кад…

Я много размышлял над их происхождением, сравнивал с моральными нормами народов многих стран и пришел к убеждению, что многое в них является даром небес. Неспроста ведь существует понятие “хуыцауы лавар”… То, что в доме горца-осетина знает и делает даже подросток, в писаных религиях считается значительным теологическим достижением. Жемчужиной Нового Завета является нравственный императив, изложенный в Евангелии от Луки, 6;31: “Делай другому то, что ты желал бы, чтобы делали тебе”. А это было для нас нормой жизни. Если бы нам удалось установить в общественных отношениях те же нравственные нормы, тот этикет, которых мы придерживаемся в наших застольных и прочих ритуалах, то не только вооруженные конфликты – всякое противоборство ушло бы из жизни.

Поэтому нужно очистить эти моральные принципы от наносного -мещанского, ханжеского, лжепатриотического – всего того, чем разбавили их всевозможные радетели, выдающие свои инстинктивные потребности за национальные особенности. Иначе процесс замутнения национального сознания будет продолжаться и впредь. Думается, очищенный Адат должен быть обогащен принципиальными прогрессивными положениями основных мировых религий: двумя семитскими – наиболее разработанными христианством и исламом; двумя китайскими – конфуцианством и даосизмом. Особое внимание стоит обратить к нашим корням, к первым арийским верованиям: буддизму и зороастризму.

Ничего необычайного, тем более еретического здесь нет: все религии связаны путем взаимозаимствований. Ислам, например, не скрывает, что использовал определенные положения христианства. Правда, христианские теологи не говорят вслух о том, что и у них немало от буддизма. Опережавший свое время индийский правитель @qnj`, решивший расширить владения путем распространения веры, направил своих миссионеров и в Александрию, где впоследствии писались отдельные главы Библии. Ее авторы, таким образом, не могли не быть знакомы с буддизмом. Не потому ли у десяти заповедей христианства и “восьми шагов” буддизма так много общего?

Может, Кавказу и суждено стать новой землей обетованной? Ведь не случайно Ноев Ковчег причалил именно к Кавказским горам. И именно к ним был прикован легендарный Прометей… И, кстати, поделом, поскольку по своим историческим последствиям (это к вашему вопросу об ответственности журналиста!) открытие огня действительно являлось преступлением, ибо было преждевременным: человечество тогда еще не было готово принять его, и небесные силы скрывали огонь от людей, как мы прячем спички от детей. Бог сам бы преподнес нам этот великий дар со временем, когда бы мы были уже достаточно мудры, чтобы не поджечь свой дом – нашу маленькую планету, что и делаем по сей день…

Китай, Индия, Иерусалим, Мекка… Кавказ? Почему бы и нет? Тем более, что несколько лет назад во Владикавказе уже имелся опыт создания чего-то подобного новой теологии. Этим занималась группа молодых людей, собиравшихся в планетарии – в прошлом, мечети, что уже само по себе символично: на одном и том же клочке пространства мулла объяснял устройство мира с точки зрения теологии, а ученый -экскурсовод – с точки зрения астрономии… Эти ребята как раз и пытались создать нечто новое, выходящее за рамки просто очередной секты. Они изучали все религии и исходили из них в своей духовной практике. К ним по обмену опытом даже иностранные миссионеры приезжали… Новая теология плюс наука – это будущая политология. Кстати, недавно вышла книга “Бог и Наука”, изданная Академией Наук Франции. Жаль, что до сих пор она не переведена на русский язык…

Наверняка не случайно прямо друг на друга смотрят православная церковь на Осетинской слободе и Суннитская мечеть, разделенные Тереком. Может, новая теология и поможет им преодолеть эту преграду? Может, именно это и предвидел англичанин Томас Мор, еще в 17-ом веке почему-то сказавший: “Дайте Кавказу мир и не ищите рая на Евфрате. Он – здесь”. Может, Бог для того и создал Кавказ, чтобы в третьем тысячелетии человечество именно gdeq| обрело свой потерянный рай? Как знать… Поэтому давайте молиться за Кавказ, за то, чтобы сегодняшние межнациональные конфликты стали последним Божьим наказанием за наши ошибки, за то, чтобы начался новый процесс…

– И какой, на ваш взгляд, должна быть главная константа этой новизны?

– Масштабность мышления. Та масштабность, которая определяется совокупностью охвата других миров. Этот процесс будет возможен на основе новой политологии, не на основе новой системы государственного устройства, даже не на основе новых президентов, какими бы молодыми и симпатичными они ни были. Я глубоко убежден, что без новой политической теологии или теологической политики все это не будет иметь смысла.

Главная ошибка марксистов была в том, что веру в Бога они заменили верой в человека. Мы молились на человека, верили в партию и правительство, которые должны были привести нас к коммунизму. Поэтому руководство страны было изначально бесконтрольно. Можно было безнаказанно убивать и унижать людей, разорять страну… Тот, в кого веришь, ошибаться не может. И чем больше мы ему верим, тем больше от него зависим и тем катастрофичней последствия. Эта вера в человека сидит в нас и по сей день. Но пока мы будем в кого-то верить, а значит, от кого-то зависеть, мы будем бесправны и унижены. Человеку нужно доверять, а верить – в Бога.

На Западе уже разрабатываются теории о том, что мы должны создать новую теологическую политику, совместить политику с теологией. Я лично глубоко убежден, что без синтеза науки с религией человечеству не будет спасения. Ибо наука – явление ограниченное, так как она изучает только материальный, видимый мир. А то, что мы воспринимаем интуитивно, она объяснить не способна. Свидетельством тому – данные самой же науки.

Например, в 1900 году немецкий ученый Макс Планк определил, что самой маленькой является частица размером 6.637,10 в минус 34-й степени – дальше не существует ничего. То есть материя здесь просто исчезает. За 100 лет ни один ученый, ни одна лаборатория не обнаружили ничего нового. Что же получается: материя и в самом деле исчезла, что ли? Здесь, видимо, стоит обратиться к Библии, где в 1-й главе Евангелия от Иоанна сказано, что вначале было Qknbn, это Слово было у Бога, и все пошло от этого Слова. Здесь материя уже переходит в волну, в корпускулярную систему, в то, что ни одна физическая земная лаборатория не в состоянии улавливать и изучать. Если физические аппараты сумели бы определить местоположение этой корпускулы, они бы знали и ее скорость. Ни то, ни другое им не по силам. На грани этого феномена Макса Планка мы, возможно, имеем то, что здесь материя переходит в идею, а идея – в материю. Карл Маркс и другие “просветители” стравливали материализм и идеализм, тогда как это – одно и то же. Тут разные полюсы одного явления: материя изучает земной шар, идеализм – Дух, Вселенную, то, как из Слова можно создавать материю, а из материи – Слово. Тому есть опять-таки научные доказательства.

Любой из нас может сделать из воды лед, заморозив ее в холодильнике. Этим льдом, субстанцией уже вполне материальной, можно даже убить человека, ударив его по голове, потом снова преобразовать его в жидкость, поставить на печку и превратить в пар – что же, материя исчезла? Но при хороших лабораториях наверху установлен конденсатор, который снова материализует этот пар, превращая его в жидкость. То есть материя обладает способностью исчезать и возрождаться. Помните мифическую птицу Феникс? Мы, примитивные существа, легко можем проделать незатейливый опыт с водой. Но почему бы не допустить, что некто более совершенный, назовем его Бог, Космический Разум, Абсолютный Гений, может делать то же самое и с другими материальными предметами: землей, океанами, горами? Если мы научились делать роботов из механических элементов, то почему мы исключаем, что кто-то способен создавать их из элементов биологических?

Поэтому если сейчас не произойдет объединения материализма и идеализма, если не появится новая политическая теология, ни наука, которая пришла в мировоззренческий тупик, ни политика каждая сама по себе не способна найти выход из глобального кризиса. Мне кажется, назрела необходимость посадить за один стол ученых и теологов и дать им понять, что они – части одного целого. Первые без материализма повисают в воздухе, вторые на всю жизнь остаются приземленными, а в результате все мы имеем то, что имеем сегодня.

По данным международной организации “зеленых”, Земля находится на грани катастрофы, ибо четвертая ее часть настолько nrp`bkem` жизнедеятельностью человека, что уже не подлежит никакому восстановлению. Другая четверть тоже очень больна, но болезнь эта еще излечима. То есть здорова лишь половина планеты… И поэтому любое дело, любое производство, если оно не связано с Богом, с тем, чтобы в нем присутствовали верующие люди, неминуемо будет направлено против человека.

– Какая же из мировых религий, по-вашему, достойна стать основой новой теологии?

– Из всех существующих, мне кажется, ни одна сегодня не способна претендовать на роль спасительницы человечества. Я уверен, что только их симбиоз, только экуменизм сможет приблизить нас к преображению.

– Насколько мне известно, вы лично уже приблизились к нему, сделав для себя открытие, о котором очень хотелось бы узнать подробнее…

– В прошлом году мне посчастливилось побывать в Южной Африке, где проходил семинар по Випасане. Эта составная часть учения Будды, которая была утеряна спустя 500 лет после его ухода и две тысячи лет пребывала в забвении. И вот сорок лет назад ее обнаружили в одном из мужских монастырей Непала. Оттуда она попала в Индию, в сейчас распространяется по всему миру, в том числе и в России. Так, в этом году проходил первый семинар по Випасане в Рязани, где мне удалось поприсутствовать, второй состоялся в августе в Москве…

Это особая форма медитации. На древнем языке народа пали “випасана” означает “интроспекция”, то есть взгляд внутрь себя. Суть его в том, что когда закрываешь глаза, то те лучи, та энергия, которая в них содержится, устремляется не вовне, а внутрь, и, отражаясь от этой стены, дает определенное изображение. Сосредотачиваясь, таким образом, то на одном, то на другом органе, ты исследуешь самого себя. На сегодняшний день это для меня самая совершенная психотехника, ибо ты сам лечишь себя, как бы обливаясь бальзамом концентрированной энергии – с головы до пят и обратно. Если ты научишься правильно концентрироваться и будешь, таким образом, изучать свое тело, то увидишь то, о существовании чего ранее и не подозревал.

Согласно Випасане, человеческий организм, как и Вселенная, соткан из сонма мельчайших частиц – колапов. Их непрерывное dbhfemhe создает вибрации, колебания которых в секунду измеряются единицей с 22 нулями. Исследуя эти вибрации, ты начинаешь понимать, что помимо обыденного сознания, обладаешь сверхсознанием, энергетическим суперорганом, который и командует твоим мозгом. Концентрируя эту энергию, которая и есть Дух, направляя ее по всему организму, ты изучаешь эти тонкие вибрации.

В Випасане имеется закон, называемый анича и гласящий: все проходит, все находится в движении. И поэтому когда у тебя что-либо болит, направь мысль-энергию на этот орган, помассируй его своим внутренним взглядом, и боль пройдет. Все, что есть вовне, присутствует и внутри нас. И если что-то в нас заболевает, значит в нас же есть Нечто, способное эту боль утолить, нужно лишь суметь его инициализировать. Но обращаться к этому Нечто можно только, как говорится, от чистого сердца. Это расхожее выражение на самом деле исполнено глубокого сакрального смысла: через засоренные каналы энергии не пробиться, их нужно отчистить для начала, отмыть, отскрести…

Я уже не раз испытывал это на самом себе – боль проходила за две-три минуты. Сегодня я могу назвать себя счастливым человеком, потому что я полностью избавлен от страха перед болезнями и вообще гораздо менее зависим от своего человеческого “я”, стало быть, от желаний – причины всех страданий и страстей. Насколько сильна в нас потребность в любви Божественной, настолько мы не зависим от любви человеческой.

Все беды человечества, учит Випасана, происходят от того, что оно неправильно думает. В ней есть три ступени: шила, самади и панья. Шила означает, что человек должен вести нравственный образ жизни, причем абсолютно нравственный. Потому что если он окажется безнравственным хоть в чем-то, будь то быт, мораль, поступки, мысли, то такому человеку никогда не стать ни мудрым, ни здоровым. Поэтому шила – самое главное в Випасане, и в этом отношении она очень похожа на христианство.

Вторая ступень – самади. Это методика концентрации своих мыслей, своего сознания. Випасана утверждает, что нет ничего на земле сильнее этого – концентрированного разума человека. И я этому верю, потому что именно этот концентрированный разум создал атомную бомбу – самое мощное орудие уничтожения. Но при всей ее апокалиптической мощи человеческий разум все же мощнее, потому что именно он ее породил. Другое дело, что теперь не знает, как a{r| с этим своим порождением дальше… На то и самади – то, что управляет нашим мозгом, суперразум, высшая степень концентрации ума. Если мы научимся входить в резонанс со сверхразумом и управлять своей духовной энергией, мы сможем, изменившись сами, изменить мир вокруг себя. Поэтому, согласно закону анича, гласящему, что все проходит – и плохое, и хорошее, мы должны научиться равномерности: не радоваться ничему, ибо это пройдет, не гневаться, ибо пройдет и это. Если мы научимся понимать, что все сущее – от природы, от Бога, что все, чему суждено родиться -тленно, что все имеющееся – изменится, мы обретем равновесие, согласие с собой, природой и даже со смертью, которая не более чем смерть физического тела – и только. Поэтому, когда я сегодня прихожу на кладбище и смотрю на эти грандиозные монументы, мне бывает просто жаль тщеславных людей. Это все равно, что ставить памятник… своему изношенному костюму.

Самади и помогает понять, что не надо бояться смерти – ее просто нет. Я утверждаю это на основе тех аргументов, которые доподлинно знаю… Я уже перенес клиническую смерть, уже побывал там, в зазеркалье, и меня на этой земле уже больше ничего не гневит и не радует. Поэтому я очень хорошо понимаю Хорхе Луиса Борхеса, который считал, что смерть нужно встречать, как праздник. Тем, кто прожил нравственную жизнь, ее не стоит бояться, ибо в следующем воплощении ты поднимешься еще выше. Смерти боится тот, кто думает, что весь умещается между ботинками и шляпой, и что все исчерпывается земной фазой существования. Смерть страшна грешнику, ибо он интуитивно знает, что в следующем воплощении ему придется очень худо. Так неужели эта концентрация, это самади, которое дает человеку новое видение и колоссальную энергию, не может вылечить в твоем организме какую-то болячку? Нужно только уметь ею управлять, чему и учит Випасана – наука, должен сказать, не из легких.

Курс – 10 дней. Подъем в четыре утра, отбой – в десять вечера. Три часа на еду и водные процедуры, все остальное время -глубокая медитация. Я и представить себе не мог, насколько это трудно: находиться в абсолютной неподвижности. Хотя к труду мне было не привыкать… Косил сено в горах, рубил тростник в тропиках, занимался подводными ремонтными работами в Черном море, но по сравнению с Випасаной все это – не более чем игры в детской песочнице. Труднее Випасаны нет ничего… Это многочасовое qhdemhe без движения и с закрытыми глазами я только теперь освоил – на семинаре в Рязани. В прошлом году в Южной Африке у меня никак не получалось. Но когда, наконец, удалось – такая радость, такое облегчение!.. Подлинное ощущение счастья… Раньше я и сам думал так, как сегодня мои жалостливые родственники: посмотри, мол, вот ты постареешь, обессилишь, кто будет за тобой ухаживать? А я уже абсолютно не боюсь ни старости, ни одиночества, потому что знаю: если я буду вести разумный, правильный образ жизни, то сохраню энергию, чтобы до конца оставаться на ногах. Когда же придет час смерти, я буду знать о его наступлении и за два-три дня уйду куда-нибудь в горы, в пещеры, чтобы спокойно отойти там в мир иной. И меня это ничуть не пугает, даже радует и дает мне силы жить. Я ничего не боюсь. Тем более, что Випасана дает человеку возможность управлять своей едой, питьем, своими способностями и желаниями. Например, сейчас, в свои 64 года, я бегаю куда больше, чем в юности. Если раньше я пробегал максимум 300 метров, то теперь – шесть километров без всяких проблем. Если подтягивался три – максимум шесть раз, то сейчас мой рекорд – 12. Если раньше с трудом запоминал шестизначный телефонный номер, то ныне – 15 цифр с первого раза… Я убедился, что в человеке присутствует огромная сила, но эта сила инвариантна, ибо может стать как созидательной, так и разрушительной – в зависимости от состояния сознания, определяемого панья – мудростью.

Она также подразделяется на три составные: сунта-манья-панья, чинта-манья-панья и аббава-манья-панья. Сунта – прием информации и ее воспроизведение, чинта – анализ и синтез, то есть наука, и аббава – собственный образ жизни как способ кристаллизации полученных знаний. Наглядной иллюстрацией к этому является наш собственный опыт: понять, что такое марксизм, можно было, лишь испытав его на своей шкуре…

– А можно крамольный вопрос, Таймураз Александрович? Мне глубоко понятна та пылкость неофита, с коей вы рассказываете о Випасане, за которой вам видится будущее. Но где гарантия, что завтра она не разочарует вас так же, как марксизм, а впоследствии и христианство? Кстати, а в нем-то что заставило вас усомниться?

– Гарантии, в самом деле, никакой, о чем и предупреждает закон анича: все движется, все меняется, все проходит. Но давайте уточним, поскольку это чрезвычайно важно: дело не в Иисусе Христе, перед которым я преклоняюсь и который был, есть и будет nqr`b`r|q для меня непогрешимым… Оно – в так называемых христианах, главным образом в том, что сделали из учения Христа его толкователи. Говоря о взаимопроникновении мировых религий, я отчасти уже упоминал об этом выше… Да и палестинская Дева Мария, вопреки утверждениям христианских теологов, была отнюдь не первой из познавших чудо непорочного зачатия. Задолго до нее своя Мария была у Египта – мать младенца, рожденного от солнечного Ра. Есть своя непорочная Дева и у Китая…

– И у Индии тоже: таким образом появился на свет и Будда…

– А вот об этом я не знал!

– Майя, супруга царя Шуддходаны, увидела сон. Ей пригрезилось, что в ее правый бок вошел, спустившись сверху, белый слоненок… Истолкование сна было дано царской чете мудрецом Аситой, возвестившим, что Майя родит сына, которому суждено стать или повелителем мира, или Буддой – Просвещенным. Под сенью древа сола она произвела на свет младенца, который, не желая доставлять матери родовых мук, возник через ее правый бок, “великим состраданьем пробужден, не причинивши матери мученья”. То был царевич Сиддхартха Гаутама – будущий Будда… Однако это уже не по “протоколу”: давайте не будем меняться ролями!”

– Не могу не сказать и о Вселенском соборе, проходившем в Никее в 325 году.

На нем был принят Символ веры и канонизированы четыре из двенадцати апокрифических Евангелий, которые и вошли в Новый Завет. Остальные же восемь постепенно были изъяты из обращения. Весьма примечательно, что судьбу их решал, восседая на троне, привезенном из Рима, император Константин – жестокий правитель, запятнавший себя многими преступлениями, в том числе убийствами жены, сына, зятя… Монарх далеко не из просвещенных, он не владел ни греческим, ни тем более арамейским, и о смысле сказанного судил по мимике говорившего. У еврейских теологов обо всем этом – ни слова… Тем не менее Библия остается одной из самых великих и самой любимой моей книгой, потому что в ней они собрали всю мудрость земного шара, забыв, к сожалению, упомянуть, что откуда взято. Многие наши ученые об этом знают, причем это знание и слепит их, мешая отсеять привнесенное и уловить то рациональное зерно, которое в ней содержится…

Таким образом, уже на самой заре христианства Божественный `qoejr был изрядно замутнен человеческим. Видимо, это в немалой степени и предопределило последующие трагедии, виной которых – не монархи, не полководцы, а недалекие, возможно, и весьма не бескорыстные толкователи изначального Слова… И впоследствии при переписке было совершено много ошибок, как случайных, так и намеренных. Хотя в этой великой книге имелось совсем недвусмысленное предупреждение: если добавишь к сказанному Слову что-то от себя – будешь болеть, если убавишь – будешь изгнан. В этом контексте печальная судьба народа-изгнанника также, наверное, не случайна… И современные религиозные войны идут во многом из-за неправильного понимания как христианства, так и ислама. К примеру, в Библии сказано: “Не мир я вам принес, но меч”. И – близорукие теологи, недалекие политики начинают крестовые походы, которых история насчитывает одиннадцать. То же – и в исламе, где якобы, говорится: “Убей неверного”. И – они начинают покорять неверных и создавать свои огромные халифаты, и никто из них не хочет остановиться. Война в Ольстере носит религиозный аспект, влияние исламского фундаментализма ощущается во всем мире, в том числе и у нас в Африке…

Между тем Христос имел в виду войны совсем другого рода -борьбу со своими низменными потребностями. Чтобы отделить свою Божественную душу от бесов наживы, зависти, похоти, и нужен был этот меч. То же и в исламе, где “убей неверного!” означает: убей неверного в себе. Когда Чингисхана спросили, какое из его сражений было самым трудным, он ответил: “Это – борьба с собой”. Победа над злом сначала должна свершиться в самом себе и только уже потом – вовне. Поэтому я и говорю о необходимости синтеза материи и духа, науки и религии, политики и теологии. Поэтому я и верю в преображение человека и даже в возможность его воскрешения на основе науки.

По мнению некоторых ученых, египетские пирамиды – это не гробницы фараонов, а научные лаборатории, преследовавшие именно эту цель – воскрешение. Лаборатории, где с помощью специальных приборов, до создания которых мы еще не додумались, земной магнетизм соединялся с космическими лучами, рождая новое качество. То есть человек, которого для этого специально отбирали и кропотливо готовили, пройдя через это чистилище смертью, возвращался в мир преображенным. Он становился Учителем, пророком – Моисеем, Христом, Буддой… Да и все древние мистерии, особенно r`hmqrb` посвящения, непременно сопровождались испытанием смертью и последующим преображением. Также не случайно именно пирамиды были излюбленной формой культовых сооружений всех великих цивилизаций Старого и Нового Света.

– Недавно я где-то, кажется, в “Аргументах и фактах”, читала о тибетских пирамидах, к которым непостижимым образом приставлены виртуозно отшлифованные каменные зеркала. Учеными – участниками этой экспедиции – высказана гипотеза, что пирамиды способны концентрировать тонкие виды энергий. А сочетание их с зеркалами -воздействовать на континуум “пространство-время”. Причем эти энергии настолько многообразны, что для экранирования и управления ими использовались самые разные конструкции и формы, часть которых сохранилась и по сей день… Стало быть, сакральный смысл таится и в этих древних словах: “Все на свете боится времени. Но время боится пирамид”…

– Еще какой!.. Отчасти он открылся и мне, когда, благодаря Випасане, я увидел, что ничего твердого в моем теле нет, что все оно состоит из мельчайших частиц, миллионов вибраций, бездны энергий, а возможно, лишь одной-единственной – Божественной, способной утончаться и уплотняться. Энергия одинакова для всех людей, но различен их опыт и способ общения с нею. Каждый сам выбирает свой отклик и средства распределения энергии. Одни ее накапливают, другие растрачивают. Воин духа направляет потоки жизненной энергии мудро, как крестьянин, орошающий свои посевы. На первом этапе, одинокие и сражающиеся за выживание, мы трусливо копим энергию, как старый скупец, трясущийся над своим богатством. Но когда энергия блокируется, она начинает причинять страдания и боль.

На втором этапе мы открываем взаимодействия с жизнью и другими людьми, познаем равновесие мужского и женского начал. Это связано не только с сексом. Это царство празднования энергии жизни. Энергия есть Дух, она священна. Те, кто использует ее неграмотно, относится к ней, как к деньгам, их жизнь превращается в шумную ярмарку или парк развлечений. Подлинным человеком можно стать, лишь овладев своей энергией. Сутью мифа о ящике Пандоры является не предупреждение об угрозе чертей и демонов, вырвавшихся из заточения. Это притча о правильном отношении к жизненной энергии. Когда она растрачивается случайным образом, человек ощущает пустоту жизни, глубокое чувство печали и разочарования. Я прошел через все это… Побывал на четырех континентах, объездил около двадцати стран… Но только теперь понял, что самым трудным и захватывающим из моих путешествий был путь к самому себе. Как говорил Марсель Пруст, “подлинные путешествия и открытия заключаются не в поиске новых земель, а в обретении нового видения”. А другой мудрец продолжил: “Нельзя преодолеть то, чего не знаешь. Чтобы превзойти себя, нужно познать себя”. И теперь мне не нужны ни географические карты, ни философские рассуждения. Единственным направлением, направлением движения является сама Вселенная, и, видит Бог, мое путешествие еще только начинается…