Тамара ДЖАНАЙТЫ. Мандала

Понятие “Мандала”

Мандала (др. инд. “mandala” – круг, диск, круглый и т. п.), один из основных сакральных символов в буддийской мифологии; ритуальный предмет, воплощающий символ; вид ритуального подношения (включая жертву).

На протяжении всей человеческой истории Мандала проявлялась как универсальный символ цельности, гармонии и преобразования. Она определяет характер почти всех первоначальных интуитивных представлений относительно природы реальности, тех представлений, которые определяют нашу жизнь и присущи каждому из нас.

Само слово “Мандала” отмечено ещё в “Ригведе” во многих значениях (помимо выше указанных – это “колесо”, “орбита”, “шар”, “совокупность”, “общество” и т. д.), которые в целом сводимы к понятию круглого. А ведь известно, что круг – это основополагающий знак, первичный символ и всего, и ничего, символ неба и солнечного ока, всеобъемлющая форма, за которой, с помощью которой человек себя утрачивает и вновь обретает.

Мандала – это тот символ, который присутствует у каждого народа, так как он содержит все, и начало, и его конец.

Мандала состоит из серии концентрических кругов, форм, которые предполагают связь между разными измерениями.

Мандала – это и земля, и человек, и атом, входящий в основу человеческого существа, и галактика, для которой Земля сама атом.

В Иузин, одном из древних текстов, этот её символизм соответствует ян- мужскому началу, инициативе, небесному принципу и инь – женскому началу, восприимчивости, принципу земли.

Мандала в тибетской традиции.

Классическая схема тибетской Мандалы

В Тибете Мандала достигла наиболее полного развития и как форма искусства, и как ритуал медитации, придающий особое значение космической интеграции. Центр – место пребывания божественного, расположен внутри квадрата – дворца внутреннего бытия, вписанного в одну или несколько окружностей, каждая из которых символизирует определённую стадию проникновения или уровень сознания.* В доступном изложении с концепцией Мандалы можно познакомиться в работах К.Г. Юнга**, который обнаружил, что Мандала это и основная структурная схема в западной алхимической традиции, и терапевтическое средство, использовавшееся в произведениях, созданных его пациентами в процессе их поисков собственной индивидуальности. В традиции Востока Мандала – в основном средство концентрации разума, средство преодоления своих привычных границ.

В Осетии понятие “Мандала” не проявлено, но именно здесь её бесконечная суть, как нигде проявлена во всём: в культовой архитектуре, в танцевальном искусстве, в ритуальных приношениях, в народных преданиях.

Мандала принадлежит к числу геометрических знаков сложной структуры. Наиболее характерная схема Мандалы представляет собой внешний круг с вписанным в него квадратом: в этот квадрат в свою очередь вписан внутренний круг, периферия которого обозначается обычно в виде восьмилепесткового лотоса, или восьми членений, разделяющих на сектора этот круг. Квадрат ориентирован по сторонам света, связанным к тому же с соответствующим цветом примыкающего изнутри пространства квадрата (в ламаизме север – зеленый, восток – белый, юг – желтый, запад – красный; центр соотносится с голубым цветом, хотя в данном случае цвет мотивируется, прежде всего, объектом, изображенным в центре). Посередине каждой из сторон квадрата находятся Т-образные врата, продолжающиеся во вне, уже за пределами квадрата крестообразными изображениями, иногда ограниченными малыми полукружиями. В центре внутреннего круга изображается сакральный предмет или объект почитания – божество, его атрибут или символ, особенно часто ваджра (тиб. дордже) – небольшой металлический предмет, также называемый метателем молний или разрушающей силой, который уничтожает все виды невежества и врагов. Его нельзя разобрать, согнуть или сломать. В индуизме – это эмблема и магический скипетр (“молния”) Индры и Шивы.*

Этот основной вариант Мандалы существует в целом ряде модификаций, их особенности определяются или объектам, находящимся в середине Мандалы, или некоторыми местными вариантами символики. В Осетии основной схемой мандалы является структура каменных алтарей-Зикуратов (кувщндон), представляющих собой нижнюю ступень или внешний круг – ограду, среднюю ступень – квадрат и верхнюю, центральную ступень в виде стелы. Символизируют эти Зикураты модель мироздания относительно Земного бытия, где Вселенная – круг, квадрат – плоть или земля, и, пронизывающий эту плоть, божественный дух – стела. На сегодняшний день Зикураты-молитвенники разрушены, представляют собой груду камней, но кое-где они вполне различимы (с. Лисри, с. Калак, с. Сындзысщр и т.д.). Изображения Мандалы, как правило, многочисленны и помещаются в разных местах, например в эту плоть, божественный дух – стела. На сегодняшний день Зикураты-ображения Мандалы, как правило, многочисленны и помещаются в разных местах, например, в храмах, на холсте, на жертвенных блюдах. Мандалы изображаются живописно, изготовляются из камня, дерева, металла, глины, песка, теста и др. Так, по любому поводу, на протяжении всей жизни осетины посвящают Богу ритуальные пироги, с молитвой режут их, и, таким образом, раз за разом, воссоздают одно из самых распространённых изображений Мандалы – круг, разделённый на восемь частей.

Стоунхендж

Мандала – это символ колеса жизни, космических процессов существования, планет и звезд, земных сезонов и галактических циклов. В этом духе друиды древней Англии, жившие на её территории до прихода римлян, создали монумент Стоунхендж. Этот массивный комплекс был образован двумя окружностями: внутренней, или круга Сарсен, который первоначально состоял из тридцати стоящих вертикально камней, и наружной, или круга Трилицин, образованного 56 камнями. Обе окружности содержали проходы между соседними камнями. Глядя на этот комплекс из центра, видно, что эти проходы образовывали определённые углы, которые позволяли наблюдать за движениями небесных тел и звёзд, следить за ними, измерять и почитать их. Как теперь установлено Стоунхендж – это не только колоссальная мегалитическая конструкция, не просто храм для совершения определенных ритуалов. Будь Стоунхендж выражением только религиозно-эстетических потребностей, он был бы для этого слишком грандиозным. Но он был также и пространственным выражением, и материальным воплощением знаний, систематизированных друидами, т. к. служил календарем и астрономическим прибором.*

Единство ритуала, знания и красоты – основная черта Мандалы.

Не существует двух одинаковых Мандал, т. к. каждое определённое место, форма и традиция развиваются своим собственным путем, собственным уникальным способом в согласии с моделями вечно развивающейся природы. Время от времени появляются монументы, подобно Стоунхенджу, выражающие на своём уровне цикличность противоположных ритмов, объединяющие в единое целое пространственно-временные отношения, как нераздельное культурное единство.

Камень Солнца

Космогония, календарь и мифологическая история индейцев Древней Мексики связаны с одним очень важным образом – знаменитым ацтекским Камнем Солнца. Диаметром двенадцать футов и два дюйма, весом двадцать с половиной тонн, Камень Солнца содержит в центре символ пятой, современной стадии – Оллина, окруженный симметрично расположенными символами предыдущих четырёх. Окружность вокруг центрального символа изображает двадцать дней, которые составляют основу мексиканской календарной системы. Эта цепь знаков в свою очередь окружена кольцом небесных символов, означающих свет, силу и красоту. Самое наружное кольцо содержит две небесные огненные змеи, символизирующие встречу двух полярных сил космоса: света и тьмы. Их борьба и непрерывное взаимодействие дают начало всем событиям Вселенной.

На земном уровне это соответствует смене дня и ночи. Это путешествие во времени неотвратимо и непобедимо. Не потому ли, Нартовский непобедимый Сослан находит смерть только от Балсагова колеса (Балсаджи цалх), которое, может быть, означает колесо путешествия во времени (Балц, с осетинского переводится, как путешествие). Время берет свое, оно отрубает Сослану ноги, символизирующие его движение – путешествие по жизни.

Согласно мудрецам Анахуака (“окруженный водой” – древнее название Мексики)** каждый период – это заново сотворенная раса людей. Она развивается, а затем гибнет. Безрассудство человека, приводящее к катаклизму, символизируется четырьмя знаками – землей, водой, воздухом и огнём. Последняя культурная волна племен, заселявших Анахуак – ацтеки. Ацтеки представляли свою эру как пятый период. Они полагали, что он должен вскоре завершиться большим катаклизмом, символизируемым Оллином, который означает вращение земли, изменение, движение, время великого переселения. После этого события должен начинаться новый период.

Теория развития периодов человечества – это Мандала обычная для человеческой культуры. Внутренний прогресс от золотой, через серебряную и бронзовую к современной железной стадии представлен в системе индийских “юг”: сатья, двапара, трета и кали. Считается, что первая стадия каждого цикла самая длинная и совершенная, на каждой последующей положение постепенно ухудшается, длительность сокращается. В конце цикла наступает время великого разрушения и преобразования. Эти положения указывают на космический масштаб и глубину, к которым применима форма Мандалы. С какого бы момента мы не применили Мандалу, её принцип, сам путь её всегда ведёт к центру.

Камень Тьюринга

Австралийский камень Тьюринга, смысл которого объясняется юношам во время обряда посвящения в мужчины, служит по сути картой, напоминающей о происхождении всех вещей и называющейся “Картой путешествия предков в Царстве Сна”. Царство Сна – это вечность. Предки являются теми сущностями или стадиями существования, через которых и посредством которых всё, что мы видим, знаем и переживаем, становится возможным. Чтобы найти обратный путь ко Сну, как указывает карта, нужно вернуться к вечному центру. Посредством этого центра предки ткут свои кружева внутри каждого человека и сочиняют свои рассказы. Камень – это подсказка, используемая при рассказе: говоря, рассказчик перемещается по линиям своим пальцем от центра наружу, как при воспроизведении грамзаписи. В связи с этим многие камни Тьюринга выполнены в форме спирали.

Крестообразаная Мандала

Своими восемью кардинальными точками и девятой в центре – камень Тьюринга напоминает восьмилепестковый цветок Солнца гавайцев, или восьмилучевое Колесо Закона, дхарма-чакру буддийцев. У камня Тьюринга, однако, восемь кардинальных точек не объединяются вместе в цикл, но представляют собой скорее крест.

Беря начало в центральной точке первичной Мандалы, крест задаёт четыре кардинальные точки компаса. Соединенные вместе эти четыре точки образуют квадрат или ромб.

Свастика

Крест – неизменная форма ока Божьего, неизменный и универсальный символ, присущий всем культурам. Свастика – разновидность креста. Она означает путь солнца, собирающего воедино четыре крайние точки – север, юг, запад, восток, определяя начало сезонов. В свастике и в кресте, что бы они ни выражали, ключевым моментом является связь четырёх точек с центром и через центр друг с другом. Следовательно – это то место, где все вещи сходятся, и из которого исходят.

Распятие Христа

Самым характерным христианским символом, использующим форму крестообразной Мандалы, является распятие Христа. Это – акт жертвы. Христос, как наиболее глубокий символ жертвы, вплоть до жертвы телесной, выражает возвращение к центру и разрыв. Крест символизирует также Древо жизни: только убивая себя, подчиняясь неизбежным силам разрушения и распада и возвращаясь к своему центру, дерево способно вырасти вновь.

Камень Паленко

В изображении на камне, найденом в Паленко, городе древних Майя, крест олицетворяет древо жизни, вырастающее из фигуры, приносящей себя в жертву. Но эта жертва является лишь преобразованием материи в энергию. То есть, можно сказать, что и здесь присутствует элемент Мандалы.

История человечества – Мандала

В определённом смысле все сокровенные религиозные структуры имеют в своей основе Мандалу: египетские и мексиканские пирамиды, храмы в Индии, пагоды Китая и Японии, палатки индейцев Северной Америки.
Так С. Камман связывает Мандалу с Китайскими бронзовыми зеркалами Ханьского периода, с изображёнными на них схемами Вселенной. А Н. Л. Жуковская – с шаманскими бубнами народов Северной Азии, несущими на себе рисунки, являющиеся картой Вселенной. Эти точки зрения правомерны, так как символ Мандалы не только распространён гораздо шире, чем Мандала как таковая, но практически универсален и как модель Вселенной, и как средство достижения глубин самосознания.

Карл Юнг утверждает, что идея Мандалы и сама её форма независимо была выработана не только самыми разными культурами и религиями, но и творчески одарёнными людьми, прежде всего художниками, или больными, страдающими разными формами душевных болезней, настраивающих себя на выработку единого ритма человека и природы. Мандала – также сочетание “крупных” и “квадратных” танцев, образующее “мандалистический” танец с соответствующим переключением ритмов. Именно стремление к гармонии с природой, потребность ощущения и осмысления личности человека, как неразрывной части Божественного–Вселенского, обозначает осетинский ритуальный танец “Симд”, где строго по порядку, круговыми, прямолинейными, перекрещивающимися и соединяющимися движениями изображалась Мандала, как модель создания мироздания.

Идея Мандалы лежит в основе некоторых современных теорий в медицине, искусстве и искусствоведении.

Процесс истории сам по себе является Мандалой, в которой разворачивается драма сил тьмы и света в последовательной смене рас, народов – это экран, на который проецируется энергия космической борьбы.

Постепенно под натиском “затемнённого отражения” (Тецатлипока – символ тьмы, Мексика) гибла целостность традиции народов мира. Процесс проникновения европейцев и умышленного разрушения сделали своё дело в Индии и большей части Азии, Африке была уготована судьба рабства, Америке (индейцам) – геноцид и болезни. Живые традиции превратились в музейные ценности, и мир в известном смысле стал огромным кладбищем. Весь этот процесс представлен в традиции рисунков Мандалы на песке американцами: если Мандала служит какой-то цели, то, достигнув её, Мандалу стирают и разрушают, только так может быть создана другая.

Последнее целостное изображение Мандалы было уничтожено, когда Тибет пал под натиском рационализированного Китая в 1959 году. Тибет был последним культурным оплотом, где искусство Мандалы практиковалось на уровне силы, целостности и красоты, возможно не имеющее себе равных в других культурах Земного шара.

Согласно теории Мандалы, она должна возродиться, только уже, наверное, в каком-нибудь другом месте Земли, чтобы начать новый цикл развития.

Изначальная Мандала была без сомнения кругом, нарисованным на земле. Отталкиваясь от него, посвященный шёл сквозь мир магии, в котором он был только языком земли, поющий свой гимн звёздам. Колесо времени вращается. Магический круг отчеркивается ещё раз.

ЛИТЕРАТУРА

1. Символы Буддизма, Индуизма, Тантризма. – Серия ”Символы”.
Книга XII. – М. Ассоциация Духовного единения “Золотой век”. 1999
г.

2. Хосе и Мириам Аргуэлес. Мандала. Москва. “Благовест”.
1993г. – 128 с

3. Мифы народов мира. Энциклопедия. II том – Москва.
“Советская энциклопедия”. 1991 г.

4. Энциклопедия Тантры – Москва. Локид – МИФ. 1997 г. – 592 с.

5. В. М. Массон. Первые цивилизации – Ленинград “Наука”.
1989г.

Примечания:
* – Символы Буддизма, Индуизма, Тантризма. Стр.17
** Мифы народов мира. Энциклопедия. II том. Стр. 101.
* Символы Буддизма, Индуизма, Тантризма. Стр.26
* Хосе и Мириам Аргуэлес. Мандала. Москва. “Благовест”. 1993г.
стр. 30.