МОЯ СКАЗКА

АВТОРСКИЕ СКАЗКИ УЧАЩИХСЯ ПРОГИМНАЗИИ “ИНТЕЛЛЕКТ”

ПРЕДИСЛОВИЕ ДЕНИСА БУГУЛОВА

Предлагали ли вы когда-нибудь ребенку сочинить сказку – свою, собственную? А может, вы сами любите придумывать по вечерам сказки для своего малыша, каждый раз новые и разные, короткие или с продолжением? Думаю, что почти все мы довольствуемся готовым. Действительно, зачем ломать голову, если уже есть Дюймовочка Андерсена и Карлик Нос Гауфа… Да и в голову ничего не приходит, кроме привычных «жили-были» да «про прекрасную принцессу». И уж, тем более, маловероятно услышать что-либо вразумительное от человечка, который и ходить-то, казалось бы, позавчера начал, а говорить – вот только вчера и до сих пор половину согласных путает. Но, слава богу, дети не подозревают обо всех наших сложностях и сомнениях. И сочиняют. С удовольствием и поразительно легко, буквально на глазах создавая свой собственный другой мир, такой знакомый и в то же время парадоксальный, необъяснимый и так непоправимо хрупкий.

Сказка – явление непростое. С первых шагов сказка, взяв за руку, ведет ребенка в созданный, нагроможденный за многие и многие века Мир взрослых, и ни один образовательный институт, ни все науки вместе взятые не дают малой доли той информации, что несет в себе от поколения к поколению сказка. Каким бы спорным, возможно, не показалось такое утверждение, но факт оказывается уже давно доказанным – учимся мы жить в раннем детстве, и учат нас сказки, предлагая набор разнообразных поведенческих и экзистенциальных моделей. И от того, какие сказки пришлись нам по душе в детстве, во многом зависит, какую судьбу мы выберем в дальнейшем.

Еще более примечательна авторская сказка. В Санкт-Петербурге существует даже институт Сказкотерапии. Случайно рассказанная вами сказка – уникальный слепок вашей души, а сказка, придуманная ребенком – бесценный дар его родителям. И всем тем, кто готов соприкоснуться с чудом, что притаилось где-то подле. Не наша задача – заниматься изучением, анализом. Мы можем только выразить свою признательность директору прогимназии «Интеллект» Галаовой Белле Николаевне и педагогу, психологу высшей категории Шарохиной Валентине Львовне и осторожно, чтобы не спугнуть случайно присевшую на ладонь бабочку, принять из рук в руки собранные ими для нас сказки своих воспитанников.

Марина НЕДОЛУГА, 6 лет

СКАЗКА ПРО МЫШКУ И СОБАЧКУ

Один раз мышонок вышел погулять. А собачка хотела с ним подружиться, и она сказала:

– Здравствуй, тебя как зовут?

А мышка сказала:

– Здравствуй, тебя как зовут?

– Меня зовут Собачка.

– Меня зовут Мышка. Я Том-и-Джери.

– А я Собачка-Пик.

И они подружились. И они стали друг к другу в гости ходить. Потом мышкина мама, она сказала:

– Пусть переезжают собачкина мама и собачкин папа к нам в дом. И они переехали друг к другу. И стали жить и поживать. Все.

Дана ХАБЛИЕВА, 6 лет

Шел верблюд и встретил котенка. И котенок говорит: «Куда ты
идешь?» А верблюд сказал: «Я гуляю». А потом они вместе пошли гулять. И встретили они медвежонка. Медвежонок сказал: «Куда вы идете?» Они сказали: «Мы идем гулять. Хочешь с нами?» Он сказал: «Хочу». И они пошли. А потом верблюд сказал: «Пойдемте ко мне». Они сказали: «Ну, пойдемте». И они пошли к верблюду домой. У верблюда дома было много-много игрушек. А потом они начали играть в игрушки, и кто-то к верблюду постучался. Верблюд не открыл. Потому что он не хотел открывать. Они играли, а потом медвежонок ушел, а за ним котенок, и верблюд лег спать.

Залина АЗИЕВА, 6 лет

ДЕВОЧКА И БАБА-ЯГА

Однажды в одной семье жила девочка. Мама послала девочку за ягодками в лес. А в лесу была избушка. В этой избушке жила Баба-Яга. А девочка не знала. Девочка надела на голову косыночку и взяла вместе с собой корзинку в руки, и пошла. А Баба-Яга давно не ела ягод, девочка же набирала ягоды в корзинку. Ягодки говорят: «Возьми меня, возьми, возьми меня!» Баба-Яга услышала, побежала из избушки, увидела девочку и взяла своей палочкой корзинку. А девочка не успела. А вишенки прыгали из корзинки и говорили: «Возьми меня, возьми меня, возьми меня». Девочка слышала и брала их. Когда Баба-Яга пришла к избушке, сказала: «Избушка, повернись ко мне передом». Избушка повернулась, Баба-яга вошла, посмотрела в корзинку, а ягод нет. Начала топать, прыгать, нервничать, но ничего не помогало. Конец.

МЫШКА ШЛА ДОМОЙ

Однажды одна мышка шла с базара домой через долгий-долгий зеленый лес. Она шла и увидела глаза. Мышка очень-очень-очень-очень сильно испугалась, а когда мышка подошла еще поближе, она увидела своего родного дома окна. Мышка побежала, открыла дверь и вошла. Конец.

Лиза ЦИРИХОВА, 6 лет

ВОЛК И ЛИСА

Жили баба и дед. Как-то дед – на рыбалку. Наловил рыбу и поехал домой. А лиса – ей захотелось тоже рыбки, и она притворилась мертвой. Тогда дед взял лису и подумал: «Бабе будет хороший воротник на шубу». И положил ее на телегу. И повез. А лиса начала потихоньку сбрасывать рыбку с телеги.

Потом к ней пришла собачка: «Зачем ты у мужика рыбу украла? Ты бы сама взяла и наловила хвостом рыбу». А лиса спрашивает: «Как это ловить хвостом рыбу?» Собачка говорит: «Возьми, засунь хвост в прорубь и приговаривай – ловись рыбка большая и маленькая, ловись рыбка большая и маленькая. И ты столько наловишь, что и вдоволь хватит». И тогда лиса пошла к проруби, села, хвост засунула в прорубь и приговаривает: «Ловись рыбка большая и маленькая, ловись рыбка большая и маленькая». И только хвост замерз. Тогда пришли люди и стали гнать лису: «Зачем ты рыбу ловишь?! И еще у мужика рыбу украла? Зачем?!» И тогда лиса побежит, и хвост себе оторвала. Потом попала в амбарский двор. Там себе на голову тесто сунула и побежала. А на встречу ей приходит волк и говорит: «А что это у тебя лисонька так голова измазана?» А лиса говорит: «Мозги вытащили. Рыбу ловила, а они меня все распугали». И тогда волк говорит: «Давай, садись на меня, я тебя отвезу домой». А лисе обидно стало, что она рыбу не наловила еще, и тогда говорит лиса: «Давай, ты меня домой отвезешь, а я тебе скажу, как рыбу надо ловить». И тогда волк ее отвез домой, а лиса ему и говорит: «Меня пес научил, как рыбу ловить. Засунь хвост в прорубь и приговаривай – ловись рыбка большая и маленькая, ловись рыбка большая и маленькая. И так ты наберешь, что вдоволь хватит».

Взял волк и в прорубь хвост засунул, и приговаривает: «Ловись рыбка большая и маленькая, ловись рыбка большая и маленькая». И тогда пришел к нему крокодил и говорит: «А что ты делаешь?» А волк говорит: «Я рыбу ловлю». И тогда говорит крокодил: «Не так же надо рыбу ловить, а с удочкой». «А мне лиса так сказала рыбу ловить». И тогда крокодил ему показал и говорит: «На, лови, а я пока лисе скажу, как ловить надо рыбу». И так волк словил себе рыбку.

Алика ЗАНГИЕВА, 8 лет

БУРАТИНО

Жил-был Буратино, и он был одиноким. Он взял, из картона вырезал себе папу, маму и оживил их. И стали они жить вместе. И Буратино нашел себе подружку Мальвину, она была смешная и добрая, но жили они дружно, весело.

Алина КАСАЕВА, 8 лет

ЗОЛУШКА

Жила-была Золушка. Как-то умерла ее мама, стал старик жениться на другой. Невзлюбила мачеха падчерицу – у нее была своя дочь, которая все время веселилась, хохотала да плясала. А падчерица всю работу делала, но мачехе никак не угодит. Вот однажды она заплакала о маме и говорит отцу: «Отец, милый мой, помоги мне, огради от мачехи». Старик отвечал: «Ничего не поделаешь, терпи. Надо было раньше сказать. Я уже женат». В один день падчерица не захотела вставать, тогда ее мачеха холодной водой облила. Горько падчерица заплакала и говорит: «Я не хочу с тобой жить. Хочу жить в другом доме». Мачеха говорит: «Иди к курам, там, в курятнике, живи, или к жеребенку иди, а можно и на улице жить». Стала падчерица вещи собирать. Заплакал щенок, заплакали котята, заплакали куры, жеребенок. Сказала падчерица: «Никогда я вас не забуду», – и забрала фотки. Падчерица вышла на улицу, а там – мороз, зима. Ветер понес ее на юг, и стал мороз успокаиваться. Усадил ветер падчерицу на дерево, и она стала там горько плакать. Ее теплые капли слез падали на белые-белые снежинки. Из ее слез появилась красавица. Она была феей. Падчерица очень испугалась и спросила: «Кто ты такая?» Фея не хотела ее обманывать, что-либо придумывать, и она сказала, что зовут ее Феей и она готова исполнить ее любое желание. Золушка попросила у нее, чтобы она ей подарила жениха-принца и много детей. Была свадьба. Королева оказалась совсем другой… обрадовалась падчерице. В воскресенье во двор приехал грузовик с ее папой и животными. Стала падчерица их вкусно кормить, сразу вспомнили ее животные.

Весь город стал счастливым, теперь одинокими стали хозяйка со своей дочерью. И теперь золушка живет лучше всех в мире. И теперь ее все называют Королевой мира, а рядом с ее дворцом растут разные цветы. Когда зима приходила, ее снежинки украшали дома, поля деревья. Дети радовались всему… И стали жить-поживать, да добра наживать.

Мадина ЗАНГИЕВА, 10 лет

Жили-были на свете две девочки. Однажды они поехали в гости. Маленький дом утопал в зелени, а во дворе весело пестрели цветы. Девочки решили пойти к реке. Вдоль дорожки зеленели кусты. Вдруг из кустов – топ-топ! – ужасный зверь, прямо на девочек. А потом ускакал.

Девочки упали и заплакали.

– Вы что плачете, – услышали они чей-то голос. Это был Белый цветок. – Не бойтесь! Это ослик.

Девочки пошли дальше и увидели ослика. Он стоял один, печально опустив голову. Они напоили ослика водой, накормили хлебушками.

– Ослик, как тебя зовут? – спросили девочки, поглаживая его по шерстке.

– Меня зовут Иа. Я часто дразнил злую ведьму, и она заколдовала меня.

– Как тебе помочь?

– Я стану снова принцем, если встречу двух добрых девочек.

И вдруг произошло чудо. Вспыхнуло пламя. Девочки вместо Иа увидели прекрасного принца. Он взялись за руки и, весело распевая, вернулись домой.

Миша АДАЕВ, 10 лет

КАК ТРАЛИ-ВАЛИ НАУЧИЛСЯ ТАНЦЕВАТЬ

Жил был в Траливалии маленький мальчик по имени Трали-Вали. Но его все дразнили за то, что он один не умел танцевать. Особенно его любил дразнить злой Танцовщик. Но танцовщик придирался не только к этому, он говорил, что у Трали-Вали нет друзей. Но у Трали-Вали был друг – Мудрец-Пудрец, потому что он был весь в пудре. Он дал Трали-Вали перо и сказал, чтобы он шел к пруду и выпил из него воды. Трали-Вали последовал его совету. Но по пути встретил разбойника. Только когда разбойник увидел перо, он начал чихать, а Трали-Вали успел выпить воды, и Танцовщик никогда больше не дразнил его.

Алана КОСТАНОВА, 10 лет

УВИДЕТЬ МИР

Однажды Ольга Михайловна попросила Георгия намочить тряпочку, которой стирают с доски мел. Георгий взял тряпочку и понес ее в туалет, и сунул под кран. Вдруг тряпка выскользнула у него из рук, запрыгала по раковине, и Георгий с удивлением услышал, как она поет:

Я тряпка непростая:

Ведь я все буквы знаю,

Цифры знаю тоже,

Их ровно десять штук!

Я здорово считаю,

Могу сложить, умножить,

Писать, вот, не умею,

Поскольку нету рук

– Ты, правда, знаешь все буквы и цифры? – спросил Георгий, не веря своим ушам.

– Разумеется! – ответила тряпка, подскочив и обрызгав Георгия не слишком чистой водой. – Ведь я не пропускаю ни одного урока!.. Ну, что же ты стоишь, пойдем, а то кончится перемена, и мы опоздаем! – и она прыгнула в Георгия ладонь, и уютно свернулась, как котенок. Георгий отнес ее на место.

Вскоре зазвенел звонок, все ребята уселись за парты и открыли тетрадки. Георгий тоже открыл тетрадку и внимательно слушал учительницу, и решал примеры, но сам то и дело поглядывал на тряпку. Она лежала смирно, но, поймав Георгия взгляд, приветливо помахала ему хвостиком и подмигнула.

После урока Георгий сразу схватил тряпку и понес ее купать. Ему хотелось немного поговорить с ней.

– Я так рада, что, наконец, пошла в школу, – сказала тряпка. – Видишь ли, я ужасно любопытна, но прежде я была наволочкой… вернее, я и мои пять сестер вместе составляли наволочку. Мы, конечно, видели множество разных снов, и это было очень интересно, но нам никогда не приходилось бывать дальше бельевой веревки на балконе. А теперь, я научилась читать и могу, по крайней мере, прочесть о том, чего никогда не увижу сама.

– Читать довольно трудно, – заметил Георгий.

– Но зато как интересно! – тряпка заткнула кончиком себя слив раковины и теперь плавала, покачиваясь, как небольшая медуза. – Жаль только, что я всегда перемазана мелом и мне редко удается побыть рядом с хорошей книжкой.

– Я мог бы тебе помочь, – нерешительно сказал Георгий. – Хочешь, я буду читать мои книжки около доски, чтобы тебе было видно.

– Хочу! – радостно подскочила тряпка. Хвостик выдернулся из слива, и вода с урчанием устремилась в трубу.

Теперь каждую перемену Георгий купал тряпку минуту-другую, относил ее на место, а сам пристраивался рядом с книжкой, которую приносил из дома. С тряпкой и читать было веселее – она всегда так близко к сердцу принимала все приключения, так заразительно хихикала в смешных местах и так горько плакала в печальных, что мутная меловая вода капала из ее маленьких белых глазок. И, кроме того, она подсказывала, если попадалось трудное слово.

– Георгий, ну что ты читаешь в такой неудобной позе? – спросит, бывало, Ольга Михайловна, глядя, как он сидит на корточках спиной к доске.

А Георгий отвечает:

– Нет, что вы, мне очень удобно, – и не двигается с места.

Как-то раз Георгий принес книжку про самолеты. Тряпка пришла в сильное волнение. Раньше, в далекой юности, она встречалась на балконе с воробьями и частенько завидовала, что они умеют летать, но ее всегда держала бдительная прищепка. Теперь же она узнала, что летают не только птицы, но и всякие железно-дюралевые сооружения.

– Понимаешь, – призналась она Георгию, плещась в раковине, – я хочу научиться летать! Тогда я своими глазами увидела бы мир!

– Как же ты сможешь? – Георгий задумался. – Конечно, если я тебя брошу, ты немного пролетишь, но ведь потом плюхнешься!

– Ничего, давай попробуем! Может, у меня получится, если мы будем долго тренироваться.

Георгий считал, что это пустая затея, но в голосе тряпки была такая мольба. И они стали тренироваться. Весь класс принимал живейшее участи в обучении тряпки высшему пилотажу. Беднягу то снимали со шкафа, то вытаскивали из-за батареи, она тихонько чихала от пыли, но тренировок не прекращала. Ну и рассердилась же Ольга Михайловна, когда тряпка приземлилась на ее стул и испачкала его мелом.

– Мне кажется, я делаю успехи, – говорила тряпка Георгию.

– Конечно, – отвечал он, чтобы не огорчать ее.

И вот однажды весной, в прекрасный солнечный день, тряпка угодила прямо в открытую форточку. Георгий подбежал к окну, чтобы посмотреть, куда она упадет. Но она не упала.

Мягко взмахнув крыльями, тряпка сделала круг перед окном и крикнула: «Прощай, спасибо за все», – и улетела. Георгий долго сидел на подоконнике и глядел ей вслед…

Тряпка больше не вернулась в школу.

Кто знает, где она сейчас? Может быть, в Африке с попугаями, а может быть, в Антарктиде с пингвинами. Георгий надеется когда-нибудь встретить ее и расспросить обо всем, что она повидала. А сейчас Георгий учит маленькую синюю тряпочку, сменившую беглянку у классной доски. Тряпочка умнеет на глазах. Недавно она сказала слово Ба-ба.