ДИЛЕММА. Выход из замкнувшегося пространства

Предисловие,
которое следует прочитать вначале:

однажды, когда лето почти превратилось в осень, я услышала диалог своих подруг:

– Кстати, у нас же задание было по журналистике…

– Да! Я уже все работы сдала. А ты о чем написала?

– О чем писать? О том, что я нигде не отдохнула? Не о чем писать, понимаешь?

– Вот об этом и пиши!

Так как высказать им все, что я думаю по этому поводу, было некогда, я написала статью :–) а что мне еще оставалось делать? :–)))

Ехе и Гоарсан посвящается…

Действительно, очень сложно о чем-то писать после трехмесячного (или одно-) безделья. Тем, кто отдыхал, сложно переключиться на работу, тем, кто не отдыхал, хочется отдыхать, а не писать о том, каким занудным оказалось лето.

Но… Ведь есть же и другие темы?

ОБЖ –

Отрицание Безыдейности Журналистов

посредством

Основ Бесконечной Журналистики

Что делать, если писать не о чем?

I. писать о том, что не о чем писать

II. всякий (и не надо возражать, что ты не всякий, я в этом не сомневаюсь) уважающий свою профессию журналист следит за изменениями в печатных изданиях. Это делается затем, чтобы всегда быть актуальным автором. Если ты хочешь, чтобы тебя не только печатали, но и читали, то следует учитывать интересы читающих. Конечно, я слышу возражения того, кто, считая себя кем-то необыкновенным, уверен, что любое, написанное им, воспримется как шедевр, потому что он – ярчайшая индивидуальность. Но ведь мы пишем не только для себя, но и для других личностей (которые вовсе не являются почитателями нашей).

Изучив направления СМИ, вовсе не обязательно писать на одну из часто встречающихся в журналах тем. Вероятно, имеет смысл взяться за то, что незаслуженно обделено вниманием большинства. Кто знает, может, ты угадаешь как раз то, о чем давно хотелось знать читателям? :–)

III. если ты не видишь выхода из замкнувшегося пространства безыдейности и апатии, значит, ты стоишь спиной к нему. Если дверь, ведущую к творчеству, заклинило, значит, она открывается в другую сторону. Если ты шагнул за порог, а на тебя обрушилась темнота, значит, ты закрыл глаза. Если ты не видишь ничего вокруг, а пространство воплотилось в пустоту, протяни руку, и ты увидишь, что ты есть (не скажи, что это открытие тебя удивило или смутило :–)). А ты – не пустое место (ведь так?), а значит, пустоты нет. Ты ведь знал, что ты есть… ну не то, чтобы знал, но чувствовал. А потом перестал… назло всем. И решил, что отныне тебе будет все равно, что творится вокруг тебя и с тобой непосредственно. Ну что за истеричный настрой? Конечно, обидеться на мир достаточно просто, а вот осознать, что обижаться глупо, – сложно. А между прочим, миру нет до тебя никакого дела, потому что разобиженные существа, вроде тебя, не считаются достойными внимания такого серьезного и занятого товарища как Мир))) Что же ты выберешь: казаться обиженным (именно казаться, ведь на самом деле тебя никто не обидел, ну, может быть, и кто-то, но точно – не все) или быть выше обид? Между прочим, обидой ты копишь негатив в себе, а причины этого даже не подозревают, что таковыми являются. Знаешь, что такое депрессия? Просто красивое слово! Которое не имеет к тебе абсолютно никакого отношения.

Так вот, ты сейчас стоишь на пороге(именно там я тебя бросила, отправившись в размышления), который разделяет два мира: в одном из них ты творишь, а в другом разрушаешь то, что сотворил. В одном ты улыбаешься серебристым каплям дождя, а в другом сетуешь на ненастную погоду. В одном тебя окружают приветливые люди, а в другом ты постоянно встречаешь взгляды хмурых людей, не замечая, что это – отражение твоей собственной мрачности. Это совершенно разные миры, но они оба принадлежат тебе. Ведь каждый сам создает свой мир… а тот, кто не умещается в одном, создает второй и бежит от себя самого. Но даже от своей тени невозможно убежать :–)

Пока ты стоишь на пороге, с тобой ничего не происходит. Но порог – не то место, где можно встретить вечность. Поэтому нужно сделать шаг: назад или вперед, чтобы оказаться именно там, где тебе хочется быть.

На самом деле, про свои хождения сквозь миры писать совсем не обязательно. Но если и написать, то публиковать точно не стоит. Во-первых, это сделала я))) и еще раз во-первых (первое «во-первых» не считается), доверяешь ли часть своей жизни (пусть даже ставшей прошлым) всем? Если тебе не будет казаться, что каждый знает о тебе все – тогда, конечно, почему нет.

Вообще, иногда полезно бывает писать о самом себе. Разумеется, если не сводить это к развитию мегаломании. Расскажи о себе самому себе так, если бы ты смотрел на себя со стороны, если бы представлял своего друга кому-нибудь. Еще можно взять, записать в 2 колонки то, что тебе в себе нравится и что нет. Это субъективно. А потом объективно составить список своих положительных и отрицательных качеств. А потом список тех качеств, которые бы ты хотел приобрести и от которых хотел бы избавиться. А потом сравни эти списки и проанализируй несовпадения. В общем, произведи инвентаризацию своей ментальности :–)

Вероятно, тебе не захочется это печатать (и вообще рассказывать о результатах эксперимента кому-нибудь) в том случае, если все будет написано откровенно. От этого будет казаться, что тебя можно будет увидеть насквозь, но никому не хочется подставляться под лучи рентгена :–)

Изучив себя таким вот неклассическим способом, ты возможно поймешь, куда подевались идеи и откуда в подсознании появилась фраза «писать не о чем».

Вообще, полезно знать о себе все, иногда прямо не знаешь, чего от себя ожидать :–))) да-да, предсказуемость нужна не только для прогнозов погоды. Зная недостатки и достоинства… кстати, вспоминаются слова Марио Пьюзо: «Всегда лучше, когда друг недооценивает твои достоинства, а враг – преувеличивает недостатки». Учти это. Так вот, зная недостатки и достоинства, ты знаешь свои сильные и слабые стороны. А сильные на то и сильные, чтобы помочь слабым стать сильнее. То есть, самосовершенствование – неотъемлемая часть реальности. А основа совершенствования – это мотивация и желание вместе взятые (кстати, заранее продумай, где ты их будешь брать: если не ошибаюсь, третья полка сверху :–))

IV. если писать по-прежнему не о чем, следует убедиться в правильности формулировки проблемы и вникнуть в суть. Итак, «писать не о чем». Верно? Если нет, то иди и пиши :–))) если да, то обращаем внимание на то, что «не» – это частица отрицания, а если есть отрицание, то должно быть и утверждение. Так что для начала следует определить, что значит «есть, о чем писать».

О чем ты пишешь?

I. о том, о чем велели написать. То есть берется некое задание и выполняется честным образом. Затем это приносится в редакцию, и какой-нибудь человек, знающий толк в публицистике, скажет: «Это как раз то, что нужно», – причем, при этом он может подумать, что:

а. ему понравился стиль,

б. ему понравился ты :–)))

в. это как раз то, что нужно писать «начинающим»,

г. этим можно заполнить пока еще пустующую полосу,

д. это можно отредактировать таким образом, что будет очень даже неплохо.

А знаешь, тебя совсем не касается, то, о чем подумает кто-то… ты же не можешь за всех думать. То есть – угадать невозможно. Журналист – не обязательно телепат. И вообще, он сказал то, что хотел, а о чем он подумал – это его личное. Тебе бы понравилось, если бы твои мысли стали читабельны для других?:–)

II. о том, что видишь. Я называю это умением (или даже искусством) заметить очевидное. На самом деле, нас окружает бесконечность интересного, чудесного, удивительного, потрясающего… достойного внимания. Современные люди настолько привыкли быть занятыми, что им трудно просто насладиться великолепием мира. Это связано с привычкой смотреть на все сквозь:

а. сквозь призму своих проблем. Конечно, когда ты идолизируешь проблему (то есть делаешь из нее идола), она становится такой большой, что вполне способна занять все твое жизненное пространство. Тут уж, конечно, некогда посмотреть, «как прекрасен этот мир».

б. просто сквозь. То есть смотреть, но не видеть, видеть, но не ценить. Смотришь на предмет, но так как в данный момент ты не собираешься его использовать, то не придаешь значения его существованию. Потребительское отношение– это отвратительно.

III. о том, чего не видишь. А если ты с детства не отличался среди сверстников фантазией, то, может, ты неправильно выбрал сферу занятий? Но если с воображением у тебя все в порядке.., то лично меня это радует :–) можно писать о том, чего нет, но могло бы быть. Или о том, что есть, но чего нельзя увидеть. Собственно, если с воображением у тебя все в порядке, то не мне тебя учить :–)

Итак, когда писать не о чем, можно писать о том же, о чем пишешь, когда есть о чем писать. Фраза запутана, но не лишена смысла :–)))

Когда мы пишем, мы самовыражаемся, открываем часть своего сознания (подсознания, осознания) другим или просто делаем какие-то зарисовки, понятные лишь нам самим…

И все-таки, откуда берется это «о чем писать»? Либо мы взглянули на мир, либо на себя (причем очень внимательно) и что-то такое увидели, что просто не могли об этом не написать. Ведь, когда ты пишешь, ты один, да и никто не нужен в этот момент рядом. Но ведь мир в это время никуда не девается, да и тебе некуда деться от мира. Кстати, мир и ты – вот два источника идей (твоих). Но иногда происходит столкновение тебя и мира, причем в тот самый момент, когда вы оба переполнены наинтереснейшими мыслями. В результате, часть идей путается: что-то из твоих достается миру (и необязательно все будут помнить, что это именно твои идеи), но какие-то идеи мира (незаметно для вас обоих) становятся твоими (причем мир, разумеется, не станет оспаривать свое авторство). Конечно, слова «достались», «стали» не совсем (совсем не) подходят для данного случая, правильнее сказать: вы просто подсказали друг другу (или даже вдохновили друг друга).

По-моему, пора вернуться к первоначальной формулировке. Итак, «писать не о чем», значит, нет никаких идей. И даже если ты вдруг (случайно) столкнешься с миром, их не станет. Ведь произойдет односторонняя отдача мыслей. Мир не досчитается своих идей и ему это очень не понравится. Он согласен на творческий обмен, но плагиат совершенно недопустим. Нет идей, и брать их вроде совершенно неоткуда. То есть нет никаких твоих личных открытий… (я это говорю предположительно, потому что не верю, что на самом деле так может быть!) Мир крутится, и ты вынужден крутиться вместе с ним… Так просто вверяешься судьбе? Судьба не любит безынициативных. Считаешь, что жить скучно? Тогда зачем живешь? :–) (правильный ответ: чтобы творить!!! :–))

Что еще сказать? Желаю творческих успехов!

4.09.2005