Ада ТОМАЕВА. Легенды не повторяются, или Принцесса цирка

Это имя известно каждому, кому знакомо магическое слово цирк. Народная артистка России и Северной Осетии, Лауреат Всесоюзного конкурса артистов цирка Дзерасса Туганова в 1962-ом году приняла от своего отца Михаила Туганова руководство труппой осетинских джигитов и создала новый массовый конный аттракцион «Иристон».

Люди старшего поколения рассказывают, как они стремились попасть на представление в цирке, когда появлялись яркие афиши с образом блистательной наездницы. Но это только одна сторона личности. Все, кто знает Дзерассу Туганову, прежде всего рассказывают о том богатстве, которым она наделена свыше: благородство, великодушие, огромная сила духа и природная доброта. Сочетание таких граней в человеке делают его незаменимым и желанным в любом обществе. И когда о Дзерассе Тугановой рассказывают те, кто с ней когда-то работал, огонь живого, искреннего восхищения вспыхивает в их глазах. Поистине щедро наделил Всевышний эту женщину и красотой, и сокровищами души! И так хочется пожелать, чтобы внучки ее, Дзерасса и Полина, были достойны этого бесценного наследия.

Ярко горели софиты. В эфире шел обычный для этого часа мультик для детворы, так что по студии можно было передвигаться и говорить. Живой эфир… Ни о каких «видео» речи быть не могло – его еще не было. Вся рабочая цепочка – операторы и помрежи в студии, режиссер и ассистент за пультом, ведущий, он же редактор – чуть ли не на проходной, рядом с вахтером – превратилась в ожидание.

Она появилась в студии за десять минут до эфира – в чем-то ослепительно белом, в ореоле жемчужно-серебристых волос. Синевато-серые искрящиеся глаза улыбались с легким оттенком виноватости: «Прошу меня извинить, представление только окончилось!»

Едва успели нащупать нить разговора, как вспыхнуло табло: «Микрофон включен!».

Прямой эфир диктует свои законы – ни изменить что-либо, ни переделать, все один к одному. Но, Бог мой, более неотразимого собеседника, чем Дзерасса Туганова, представить себе было просто невозможно!

А когда закончилась передача, я (ведущая, а заодно и редактор), тихо сказала ей: «Если когда-нибудь у меня будет дочь, я назову ее Дзерассой!». На что она ответила: «Надеюсь, я об этом узнаю?». Шел 1971 год…

И вот через тридцать лет вместе с дочерью Дзерассой выхожу на остановке метро «Бабушкинская». По улице Чичерина голубоватый дом – здесь она живет с дочерью Ниной Валерьевной Тугановой и младшей внучкой Полиной.

Кого я увижу?.. В памяти четкий портрет, не затерянный во времени: молодое, прекрасное лицо, лучистые глаза, густые волосы.

Тысячу раз был прав мудрец, который сказал: «В юности мы носим то лицо, которое подарила нам природа. В старости – то, которое заслужили».

Дзерассе Михайловне Тугановой 72 года. И она – прекрасна. Те же волосы и глаза, почти никаких морщин и – замечательный цвет лица. Она заслужила такое лицо всей своей жизнью.

Мой первый вопрос – о Михаиле Туганове.

– Я очень любила своего папу. А папа – можно было его понять – мечтал о сыне. Нужно же было кому-то продолжить его дело! И вот – раз родилась дочь, второй раз родилась дочь. Это уже я. Папа в бурке, в папахе появился в роддоме – где-то в Уфе, на гастролях. Взял на руки крошечный сверток. «Ну, хоть глаза по крайней мере будут черные!» – воскликнул он. И тут я открываю синий глаз!

Я выросла, поступила в институт. Однажды пришла к папе в цирк, и тут кто-то говорит: «Дзерочка, сядь на лошадь. Неужели боишься, разве ты не папина дочь?» Я, так, независимо: «Конечно, не боюсь!» И села. Видно, была у меня природная посадка – села, будто бы в сотый раз. Вижу, папа страшно доволен. Как он умел, не говоря ни слова, выразить свое настроение!

Этот взгляд все решил. Мне было 20 лет. Я бросила институт и стала работать с отцом. Прошла у него суровую школу и ни о чем не жалею, хотя было очень трудно. К тому же занималась в Ростове у очень хорошего мастера, заслуженного тренера России по верховой езде. Он относился ко мне с неподкупной строгостью. Как-то спросил меня: «Ты прыгала на препятствиях?» (А они были очень сложными). Я честно говорю: «Нет». «А можешь?» И вдруг я, не раздумывая: «Конечно!» И вот сажусь на коня по кличке Жених – как на забор, потому что конь огромный. Конь разбегается – и сразу перемахивает все препятствия одно за другим. Слышу, тренер кричит: «Молодец!»

В пять утра я уже занималась на лошади – именно в это время был свободен манеж. Так и выработалась посадка, сидела на лошади как влитая, чем и покорила свой мужской коллектив. В Америке меня называли «Снежная Королева», в Англии – «Принцесса» и «Реал Бьюти» – «Настоящая красавица». Как-то после концерта Махмуда Эсамбаева сижу скромненько где-то сзади, и вдруг он говорит: «Вы знаете, кто сегодня среди нас? Дзерасса Туганова! Эта женщина сидит на лошади лучше английской королевы!»

И ко мне, и ко всей труппе папа относился очень требовательно, хотя никогда никого не обижал. По воспитанию это был европеец, но по темпераменту – осетин! Его очень любили артисты, потому что каждому он стремился помочь. В 64-ом году трагически погибла моя мама, вот тогда я и поседела. Папа не находил себе места, он каждый день ходил на кладбище, как на работу. Свой номер передал мне. Но это был чисто мужской номер! А я захотела сделать все по-своему. Поехала в Осетию, обратилась к музейным материалам, нашла орнамент для костюмов. На радио записала музыку. И сделала очень эффектный выезд.

– Как появилась идея этого номера? Как он выглядел?

– Цирк диктует свои законы: надо зрителя брать сразу. Как-то на концерте Игоря Моисеева увидела «Партизанскую сюиту». А почему бы, думаю, нечто подобное не создать на лошадях? Выстраивается коридор из темных бурок, и тут на белоснежном коне выезжаю я – прожектор резко высвечивает фигуру всадницы в длинном белом платье. В Медисон-Сквер-Гарден, где 18 тысяч зрителей, на меня направили розовый «пистолет», получился такой эффект, что все 18 тысяч разом выдохнули: «Ах!». Кстати, я придумала свой шаг коня, до меня в высшей школе верховой езды его не было. Когда мы были в ФРГ, ко мне приходил чемпион мира по высшей школе. Что это у вас за шаг, спрашивал он, такого я нигде не видел. А мне хотелось, чтобы лошадь двигалась как бы в вальсе-бостоне. Я научила четыре лошади этому шагу. И мама всегда удивлялась: «Как в таком хилом теле может быть такая воля?» А билетеры цирка говорили: «Когда вы выезжаете, такая красота и такая музыка, что плакать хочется». А музыку мне подарил наш композитор Татаркан Кокойти. Под эту музыку я и солировала.

У всех моих белых лошадей, к сожалению, был один общий недостаток – близорукость. Им все казалось то, чего не было.

И вот однажды, в Югославии, во время представления лошадь была на поклоне. На мне – белые атласные брючки и белое платье, в котором 70 метров ткани – страшная тяжесть. Неожиданно в первых рядах резко блеснула фотовспышка. Испугавшись, лошадь вывернулась из-под меня – раз! Я ничего не помню, только голова моя очутилась на земле – ребята потом рассказывали. Это длилось всего мгновение! Не знаю, что именно я сделала со своим телом, одна была мысль: это невозможно, я не могу упасть! В ту же секунду я оказалась на лошади и пошла в такт музыке. А зритель так ничего и не заметил. После этого случая ребята меня зауважали еще больше.

…Кама Гинкас сказал: «Всякая ординарная коллизия – четыре угла, как в комнате. Но только тогда высекается нечто неординарное, когда найдешь некий пятый угол. Совершенно неожиданное решение!»

Не тот ли это случай, когда найден пятый угол? И стоит ли доискиваться, как и почему? Дзерасса Туганова никогда не боялась самостоятельных поступков – именно в этом суть характера.

И когда с мужем, замечательным артистом цирка Валерием Денисовым создавала нечто совершенно новое, конный дуэт «ДВОЙНАЯ ВЫСШАЯ ШКОЛА», это тоже был поступок. Еще какой». И вот что писал об этом журнал «Советский цирк»: «Дуэт молодых всадников, обаятельно простых, высоко артистичных, поразительно точно, синхронно и ритмично исполняет на белоснежных, отлично выдрессированных танцующих лошадях хорошо продуманную и прекрасно поставленную художественную композицию».

А что сегодня? «Серебристая леди цирка» окружена любящими людьми. Дочь Нина добра, приветлива и женственна. Главный человек на свете для нее по-прежнему Мама. Внучка Полина, как мечтал об этом Михаил Туганов, черноглазая красавица. Она еще учится. Внучка Дзерасса живет с мужем в Куала-Лумпуре.

Дзерасса Михайловна, каким вы помните свой дом в детстве и в юности?

– Это, прежде всего, круг папиных и маминых близких друзей. В нашем доме часто бывали Хаджи Мамсуров, Жуков, Рокоссовский, Баграмян, Исса Плиев, Доватор. Артисты МХАТа Андровская, Массальский, Яншин, режиссер МХАТа Иосиф Моисеевич Раевский, который работал еще со Станиславским. Кстати, Осетинский национальный театр многим ему обязан. Папа и Исса Александрович очень хорошо танцевали, и их всегда приглашали на осетинские свадьбы.

Далее пошел круг моих знакомых и друзей, их много – от Юрия Никулина до Арама Ильича Хачатуряна.

Обращаюсь к дочери Дзерассы Михайловны: Нина, что главное в характере мамы?

– Огромная сила духа, которая поражает меня и сегодня, а также гордость и великодушие. Этим все сказано.

А мы можем продолжить: любимая актриса – Фаина Раневская, любимый писатель – Лев Толстой, любимый фильм – «Белое солнце пустыни».

А вот слова Дзерассы Тугановой, завершающие телевизионную авторскую программу «Престиж» и обращенные к молодым коллегам-артистам: «Не теряйте романтику цирка!» К тем, с которыми работала на манеже, к своему великолепному мужскому коллективу: «Всех помню и люблю!» И к каждому из нас: «Спешите делать Добро, чтобы никогда не пожалеть о том, что уже поздно!»

Дзерасса Туганова:

Знакомство с лошадью у меня состоялось в самом раннем детстве. В одном из цирков начался переполох: пропала дочь прославленного джигита Михаила Туганова. После долгих поисков девочку обнаружили в станке у самой буйной и неуправляемой лошади по кличке «Бандит». Это была, конечно, я. Обхватив ногу лошади, я играла, играла и уснула у нее в ногах. А она стояла на диво спокойно, не шелохнувшись, как будто оберегая сон ребенка. С этого случая все и началось. Хотя, конечно, началось с моего отца, которого я очень любила. А не любить его было невозможно, причем не только мне. Необыкновенно красивый, мужественный, честный, с нелегкой и славной биографией.

Михаил Николаевич Туганов – выдающийся артист и режиссер конного жанра. В 1928 году выступил с большим самостоятельным номером «В горах Кавказа». В нем впервые показал себя не только великолепным наездником, но и педагогом, который смог подготовить группу профессиональных джигитов из самых обычных ребят, неравнодушных к верховой езде. Ну, а далее проявляются неординарные способности Туганова-режиссера. Цирковыми средствами на арене возрождаются старинные фольклорные сюжеты. Перед глазами публики проходит уникальный трюк «раненой лошади», которая уходит, самым неподдельным образом хромая и вызывая гром аплодисментов.

…В 1939 году по просьбе легендарного Буденного Михаил Туганов создал Донской Казачий Ансамбль, который имел шумный успех.

Историческая справка:

Семен Михайлович Буденный (1883–1973 гг.) – Маршал Советского Союза. В годы гражданской войны командовал Конным корпусом и 1-ой Конной армией (1919–1923 гг.). В 1939–1943 гг. – зам. и 1-ый зам. наркома обороны СССР.

И вот – 22-ое июня 1941 года. После представления Михаил Туганов обратился к своим джигитам с горячим призывом: защитить свою Родину! Нет и не может быть другого пути. Буквально через несколько дней конный ансамбль под руководством Михаила Туганова прямо из ворот Московского цирка отправился в казармы. Оттуда прибыл на фронт, в корпус прославленного генерала Доватора.

Историческая справка:

Лев Доватор, генерал-майор, Герой Советского Союза (1941, посмертно). В августе 1941 года ему было доверено возглавить Отдельную кавалерийскую группу, сформированную из нескольких казачьих полков. Под командованием Л.М. Доватора крупное конное соединение впервые совершило рейд по вражеский тыл, нанося удары по коммуникациям, уничтожая штабы, транспорт, склады и живую силу гитлеровцев. Погиб в бою. Л.М. Доватор похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Воспоминания ветеранов цирка:

Как воин Михаил Туганов был человеком беспримерного мужества. Он и на фронте показывал чудеса смелости, применяя сложные цирковые трюки. Ему удавалось выполнять самые опасные и ответственные задания.

Чего стоит тот случай, когда он спас от немцев важный секретный пакет, а также собственную жизнь. А применил он специфический сложный трюк высшей школы верховой езды «обрыв». То есть якобы убитый или тяжело раненый волочится в стременах, а затем, отъехав на безопасное расстояние, вихрем уносится прочь на верном коне.

Об этом в своей повести рассказал писатель Валентин Катаев.

За проявленное мужество и отвагу Михаил Туганов был награжден орденом Красного Знамени. То был второй орден артиста и воина. Ранее за успехи в развитии циркового искусства он был удостоен ордена Трудового Красного Знамени. Отважный воин-джигит встретил День Победы у стен Рейхстага.

Едва отгремело эхо войны, отполыхали над страной салюты великой Победы, Туганов принялся за создание нового конного номера, воспевающего подвиг солдат-конников. Этот подвиг вершился на его глазах его же товарищами, смелыми джигитами. «О чем звенят клинки?» – так назывался новый, очень яркий и эффектный конный номер. Затем последовала большая композиция «На Дону» – театрализованный праздник в донском колхозе. Далее – фольклорная картина «Джигиты Северной Осетии», в которой впервые с отчаянным и виртуозным мастерством были показаны трюки джигитовки небывалой трудности.

Михаил Николаевич Туганов закончил свою творческую деятельность постановкой полнометражной программы в 2-х отделениях «Конный цирк». В ней были представлены лучшие номера конного жанра, созданные советским цирком за последние годы. Публика дружно «бисировала» каждый фрагмент уникального зрелища. В едином порыве поднимались ряды, зрители скандировали: «Браво, Туганов! Браво!» И по праву этот двухчасовой фейерверк конных номеров венчало выступление ансамбля «Иристон», созданного Михаилом и Дзерассой Тугановыми. В этом аттракционе воплотились педагогический, режиссерский опыт народного артиста России и Осетии Михаила Туганова и исполнительское мастерство, артистическое обаяние Дзерассы Тугановой и ее партнеров.

…Восемь юношей-джигитов в черных бурках и белоснежных папахах проплывают по арене и замирают в шеренге. Они стоят словно грозные скалы, покрытые снежными шапками. На белой лошади, вся в белом, на арену выезжает прекрасная женщина, Принцесса цирка.

Лошадь, управляемая наездницей, легко и грациозно двигается по манежу, словно парит над зеленым ковром. Тонкие, легкие ноги Нарзана исполняют сложнейшие «па». Ведь это Дзерасса Туганова впервые обучила лошадь «танцевать» в шаге «вальса-бостона», четко выполняя красивую и осмысленную композицию невероятной сложности. И трудно сказать, что больше впечатляет – скульптурная красота наездницы или отлично выдрессированная лошадь.

1974 год. «Союзцирк». Из буклетов, посвященных творчеству артистов конного ансамбля «Иристон» под руководством Дзерассы Тугановой:

«Непрерывной каруселью скачут по кругу конники. Кажется, вся удаль, сила и красота осетинского народа выплеснулась на арену цирка. Каждый джигит стремится предстать в лучшем виде в глазах прекрасной девушки.

Стрелою вверх, под купол цирка, летит папаха, брошенная на всем скаку. – Исполнитель солит ансамбля народный артист Северной Осетии Махарбек Мамиев. Описав красивую дугу, она, как притянутая магнитом, возвращается обратно в руку джигита, проскакавшего за это время полкруга.

Два артиста одновременно исполняют стойку на крупе одной лошади, а под животом этой же лошади удобно устроился «гармонист».

Упругие стойки сменяются стремительными «обрывами», переворотами через шею скакуна. Каскад трюков следует один за другим, словно нет предела человеческой ловкости и смелости, равно как и выносливости животных».

«Осетия подарила своим артистам отличных верховых лошадей. Но заставить лошадь показать свои лучшие качества в небольшом тридцатиметровом круге, добиться от нее полного взаимопонимания с человеком, сделать ее настоящим партнером артиста – задача не из легких. Но ее с успехом решают Дзерасса Туганова и ее джигиты: Арсен Батиев, Махарбек Мамиев, Георгий Джимиев, Григорий Суанов, Махарбек Кануков, Эльбрус Дзобаев и другие».

Ни на один день не прекращаются репетиции ансамбля «Иристон». Артисты репетируют новые трюки. Совершенствуют уже исполняемые. Объезжают недавно прибывших скакунов. Дзерасса Туганова работает над воплощением своей мечты – создает сценарий нового конного аттракциона, посвященного доблестным нартам.

Творчество артистов «Иристона» отличает подлинная народность, умение достичь средствами циркового трюка высокой художественной образности. В репертуаре ансамбля будут новые программы. Неизменным останется в них главная тема, тема «Иристона» – Родины – Осетии».

…Она стремилась не только сохранить найденный отцом национальный рисунок номера. Хотелось усилить его, придать более эмоциональное звучание. Чтобы зритель смог почувствовать в зале величие гор, ароматы цветов и трав, шум неукротимых рек. Основой программы Дзерасса оставила джигитовку, но облекла ее в театрализованные формы. Кинжально-острую риторику трюков она смягчила своим выходом в белом платье на белом скакуне. И этот номер в истории цирка не повторился никогда. Легенды не повторяются!

Журнал «Конный спорт». Москва. Сентябрь 1976 года:

«Ее сольный номер – воплощение грации и женственности. А как органично контрастирует он с мужественным танцем джигитов, исполняемым сдержанно и в то же время темпераментно. Такое сочетание двух начал создает неповторимый драматизм».

«В джигитовке легко можно переступить зыбкие границы, отделяющие мастерство от ремесленничества и за техническим исполнением сложных трюков потерять смысловое значение постановки. Артистичность – наиболее яркое качество, объединяющее коллектив ансамбля «Иристон».

Чувство меры, изящество и стройность композиции, отточенное мастерство исполнения… Слава ансамбля с легкостью пересекает границы. Позади Англия, Япония, Канада, Соединенные Штаты. А теперь маршрут лежит через Мексику, Панаму, Венесуэлу, Доминиканскую Республику. И везде с гордостью звучит заветное слово: «Иристон», «Осетия».

Дзерасса Туганова:

На премьере в г. Ярославле был очень опасный момент. У нас было две лошади – два кабардинца-красавца. Они просто не переносили друг друга! Сия тайна великая есть – как могут животные, причем одной и той же породы, так ненавидеть друг друга. Мне казалось, что такое свойственно только людям.

Я вела первый реприз на своей белой лошади, в своем белом платье, в 70 метрах ткани. Закончился реприз, и мы уехали за кулисы. На смену подъезжала другая группа джигитов. А у нас как раз был новый конюх. Он не успел поймать лошадь, идущую сзади меня, а впереди шла другая. Вот и вышло, что я очутилась между двух врагов.

Ничего не подозревая, бросаю повод, так как мне надо быстро переодеться в черкеску. А в этот момент сзади на меня устремляется Абрек, ведь впереди его лютый враг Заур. (Так я назвала лошадей.) И вот они начинают «выяснять» свои отношения. Моя лошадь кинулась вперед, пробила какой-то ящик, а меня крутило среди трех лошадей, как в мясорубке. Слышу, кто-то дико кричит от страха, кто-то из партнеров все пытается вытащить меня. Наконец, я каким-то образом выбралась, все кинулись ко мне, думая, что от меня ничего не осталось. А я еще крикнула: «Пустите меня, мне надо переодеться!» Побежала, переоделась, все успела. И закончила свой номер. Потом пришла за кулисы: «А теперь будем считать синяки!» Их было много. Но мои умные лошадки – ни одна не наступила на меня. Беда в том, что в этой баталии я упала головой на асфальтированную дорожку, и с тех пор правый глаз мой стал хуже видеть.

…Югославия. И опять премьера. Выступление идет очень успешно. Зал переполнен. Вот уже финал номера. Трюк называется «обрыв» – это когда джигит волочится за лошадью по земле вниз головой. У одного из солистов плохо затянута подпруга, ремень лопается, и голова его оказывается между ног лошади, волочась по земле. Что делать? Как спасти эту дурную голову? Недолго раздумывая, я, как ненормальная, бросаюсь вперед, хватаю заднюю ногу лошади. Лошадь, конечно, наносит мне удар по нижней челюсти, а чего еще можно было ждать в такой ситуации? Хорошо еще, это ближний удар, а так… конец. Но положение спасено.

Олег Цахилов, артист конного ансамбля «Иристон» в 1977–83 гг. Ныне начальник Управления делами Аппарата Парламента РСО-Алания:

В странах Латинской Америки – Аргентине, Уругвае, Перу, Венесуэле, Никарагуа мы выступали полгода, начиная с марта 1982 года. В Буэнос-Айресе и состоялось знакомство, переросшее в искреннюю, нежную дружбу между двумя мировыми звездами – Дзерассой Тугановой и Лолитой Торрес. Только их дружбой можно объяснить приглашение Лолитой Торрес всех советских артистов в небольшой уютный ресторан, где весь вечер для нас выступали звезды аргентинской эстрады. Тогда же я услышал живой голос легендарной Лолиты Торрес, спевшей нам лучшие латиноамериканские песни. И даже три хита из репертуара Аллы Пугачевой. Такой атмосферы дружбы и душевного комфорта я не испытывал ни в одном коллективе.

И все это благодаря ей – королеве манежа, истинной аристократке, настоящей патриотке и дочери своего народа, чье лучезарное искусство долгие годы во всем мире было олицетворением Осетии.

40 лет отдала Дзерасса Туганова служению цирковому искусству, из них 29 – возглавляла коллектив джигитов. Долгие годы бок о бок с ней работал народный артист Северной Осетии Махар Мамиев. Большую лепту в реноме «Иристона» внесли Георгий Токаев, Зелимхан Тотиков, Георгий Джимиев. За время выступлений Дзерасса Туганова воспитала не одно поколение джигитов, которые стали высокими мастерами этого сложного жанра циркового искусства, а некоторые выросли в руководителей собственных конных аттракционов.

Многие ее воспитанники имеют звания заслуженных и народных артистов республики. Одиннадцатилетним пришел к Дзерассе Тугановой Арсен Батиев, который стал одним из лучших мастеров джигитовки, был удостоен звания народного артиста Северной Осетии, а затем создал свою конную труппу. Также создал свою труппу народный артист нашей республики Таймураз Кануков. Оба они в разные годы стали лауреатами международного фестиваля циркового искусства в Монте-Карло. Еще двое воспитанников Тугановой стали во главе созданных ими конных номеров. Это заслуженный артист республики Эльбрус Дзобаев и Цара Хабаев. А великолепный наездник Руслан Гугкаев, образно говоря, вознесся под купол цирка, создав захватывающий воздушный номер «Баллада об Осетии». Мурат Дзапаров, Виктор Гаджинов, Григорий Суанов, Сослан Цаллагов – вот славные имена конного ансамбля «Иристон».

…Когда говоришь о таком человеке, как Дзерасса Туганова, слова и мысли облачаются в парадный мундир. Это выходит само по себе. Дзерасса у нас была и есть одна. И все же, когда общаешься с ней, чувствуешь ту благородную скромность, которая делает человека доступным и открытым. Никакого «звездного» привкуса. Да и где ему было взяться? Те поколения были одержимы по-настоящему, но не своим статусом и благами жизни, а своим делом. Олег Стриженов, народный артист СССР, в своем редком интервью «Аргументам и фактам» сказал: «В наше время стыдно было называться «звездой». А вот в наше – с точностью до наоборот. Достаточно пару раз пискнуть или рявкнуть под «фанеру», и ты уже не просто попса, ты уже «звезда». «Открылась бездна, звезд полна. Звездам числа нет, бездне – дна»… Надо бы вообще поосторожней, поизбирательней с этим словом, сегодня его превратили в ширпотреб. И носители слова «звезда» нередко обычные прохиндеи или выскочки со способностями ниже среднего уровня.

Я спросила у Олега Цахилова – и все же какое свойство ее характера больше всего восхищало и радовало. И вот что он ответил:

– Восхищало и радовало, скажу без преувеличения, все. В особенности же, благородство, чувство справедливости и какое-то удивительное, вовсе не женское бесстрашие и на арене цирка, и в жизни. Она учила нас никогда не ввязываться в пересуды, сомнительные ситуации жизни, не говоря уже о дрязгах-скандалах. А если, не дай Бог, случилась драка, безрассудно и бесстрашно ввязывалась сама и прекращала это безобразие. «Дураки, кто-то мне локтем в лоб закатал», – как-то сказала она с досадой, остановив драку. А ведь мужики сцепились не на шутку. И надо было быть Дзерассой Тугановой, чтобы в мгновение ока усмирить их. Так вот что такое Тугановская школа: не только путь к мастерству, но и школа жизни. Вместе с ее бесконечным трудом, Честью и Достоинством человека.

…Спросите у любого человека старшего поколения – пусть ему 75, 80 или больше – успел он заметить, как пронеслась его жизнь? «Как одно мгновение», – ответит он. «Время, ушедшее, как вздох», – сказала про свою жизнь жена легендарного французского актера Жерара Филипа. Жизнь артиста тем более – мгновение на фоне вечности. Вот она, юная дочь прославленного осетинского джигита Михаила Туганова и красавицы-гречанки Нины Никитас, воздушной гимнастки по цирковой профессии, впервые садится на лошадь. А вот покидает любимый цирк… И зал рукоплещет. Неистово рукоплещет ее мастерству, красоте и силе воли. За плечами – бесконечные дороги к сегодняшнему дню. А по сути – одно мгновение.

…4 февраля 2009 года. Народной артистке России и Осетии – 80 лет. В Доме актера на Старом Арбате юбилейный вечер. Зал заполнили не только ее поклонники, но и люди всех поколений. Снова, через десятилетия, собрало в тесный круг земляков магическое имя: Дзерасса Туганова. И если сказать, что она молода и прекрасна в свои 80, этого будет мало. Одухотворенность и благородство все так же украшают ее облик. А это возможно лишь тогда, когда любимый труд был источником Радости, Успеха и Вдохновения. И не только для нее самой, но и для всех партнеров и коллег.

По поручению Главы республики Таймураза Мамсурова заместитель председателя Правительства Александр Тотоонов вручает Дзерассе Тугановой медаль «Во славу Осетии». А разве не во славу Осетии ей аплодировали стоя Лондон, Париж, Нью-Йорк, Рим, зрители 50 стран на четырех континентах? Во славу Осетии было все, что она посвятила своему народу: любовь и талант. А это не уходит в тираж, не стареет, не забывается. Как сказал Борис Пастернак:

Смягчается времен суровость,

Теряют остроту слова.

Талант – единственная новость,

Которая всегда нова.

Март 2010 г.