Лариса ГОСТИЕВА. Деятель христианского просвещения Осетии Сека Гадиев

Сека Куцриевич (Георгий Иванович) Гадиев родился по одним данным в 1855 г.1 , по другим – в 1857 г.2, в сел. Нижний Ганис, расположенном в Гудском ущелье (Хъудыком) в верховьях Арагвы (Душетский уезд Тифлисской губернии). Семья Сека очень нуждалась, и в юности ему приходилось трудиться на земле, наниматься в пастухи по найму, заниматься тяжелой поденной работой на Военно-Грузинской дороге.

Первые азы грузинской грамоты Сека Гадиев получил у местного псаломщика-грузина в возрасте восьми лет3. Позже при церкви Святителя Николая Чудо-творца в сел. Душети он обучился чтению, пению и церковному уставу на грузинском языке. 23 октября 1872 г. в Тифлисе Сека Гадиев сдал экзамен на право занимать псаломническую должность4.

С 1872 г. по 1882 г. С. Гадиев служил псаломщиком (причетником) в Гудской церкви. Мизерное жалование не могло обеспечить его семью, и чтобы ее прокормить, ему приходилось заниматься тяжелым земледельческим трудом. Цомак, сын и первый биограф Сека Гадиева, писал, что отец «с потом и кровью вырывал свой черствый ячменный хлеб с клочков своей пашни»5. С конца 70-х годов началась литературная деятельность С. Гадиева6.

В 1882 г. Сека вместе с семьей в поисках лучшей жизни переселился в Северную Осетию. Он надеялся получить небольшой земельный надел, на котором мог бы заниматься земледельческим трудом. Не получив земли, Гадиев вынужден был добиваться у епархиальных властей должности псаломщика.

С 1882 г. по 1885 г. С. Гадиев служил псаломщиком в церкви Святителя Николая Чудотворца в сел. Дарг-Кох. Сразу же после начала служения ему пришлось подключиться к достройке новой каменной церкви, строительство которой было завершено в 1883 г. С 1884 г. С. Гадиев служил вместе со священником Михаилом Хетагуровым.7

В 1885 г. Сека Гадиев был псаломщиком в храме Великомученика и Победоносца Георгия в сел. Владимирское (Батакоюрт). Место его служения было весьма опасным, поскольку жизнь жителей Батакоюрта, основанного в 1844 г. на самой восточной окраине Осетинской равнины, постоянно находилась под угрозой нападений со стороны соседей-ингушей. Опасения за жизнь многочисленной семьи вынудили С. Гадиева просить епархиальные власти перевести его в более спокойное место.

С 1886 г. по 1908 г. Гадиев служил в должности псаломщика в Михаило-Архангельской церкви в сел. Гизель. Каменный храм, построенный в 1867 г., в праздничные дни не вмещал жителей многочисленного селения. В 1888 г. в сел. Гизель было 653 двора8. Епископ Владикавказский и Моздокский Владимир (Сеньковский), обозревавший Гизельский приход в 1895 г., отмечал, что храм был тесным, не отапливался в зимнее время и был недостаточно обеспечен церковной утварью9. С. Гадиев в разные годы служил со священниками Иаковом Туаевым (по 1890 г.), Титом Моргоевым (по август 1907 г.), Иоанном Рамоновым (1908 г.)

Все годы служения С. Гадиева псаломщиком в сельских храмах Северной Осетии его материальное положение оставалось трудным. Нужда заставляла Гадиева многие годы батрачить, арендовать землю на кабальных условиях. В 1907 г. годовой доход Гадиева как псаломщика Гизельской церкви составлял всего 190 руб., из которых 150 руб. – жалование, 15 руб. – плата от прихожан за исправление треб, 25 руб. – плата от причтовой земли10. При этом у С. Гадиева была большая семья, жена – Мария Евстратьевна11, шестеро сыновей – Захар12, Михаил (Цомак)13, Александр14, Николай15, Петр16, Афанасий17 и дочь Вера18.

Несмотря на трудности, С. Гадиев старался дать своим детям образование. В 1907 г. его сыновья Михаил (Цомак) и Петр учились за казенный счет, один – на историко-филологическом факультете Дерптского (ныне Тартуского) университета, другой – во Владикавказском духовном училище. Николай – воспитанник Александровской миссионерской духовной семинарии в сел. Ардон, и Вера – ученица первого класса Владикавказского епархиального женского училища, содержались за счет отца. В 1907 г. Гадиев как псаломщик Гизельской церкви подал прошение на имя съезда духовенства Владикавказской епархии о принятии его детей – Николая и Веры, на казенное содержание19. В постановлении съезда духовенства Владикавказской епархии от 23 августа 1907 г. Гадиеву было рекомендовано обратиться с просьбой о принятии его детей на казенное содержание в правление учебных заведений, где учатся дети, что фактически означало отказ.

Несмотря на постоянные заботы и занятость, С. Гадиев не оставлял свои литературные занятия. В 1905 г. он опубликовал первый сборник стихотворений «Ирон фыййау» («Осетинский пастух»)20, в который вошли 25 стихотворений и 22 басни, одни из которых оригинальны, другие – переведены. Гадиев осуществил перевод с русского на осетинский язык некоторых басен Крылова, хотя и не владел русским языком настолько, чтобы читать произведения русских писателей. В этом ему помогали его дети, которые устно переводили ему на осетинский язык басни Крылова из школьных учебников, которые он затем обрабатывал21.

В сборник вошло стихотворение С. Гадиева «Чермен», написанное поэтом на основе одноименной народной песни о герое антифеодальной борьбы. В.И. Абаев отмечал, что «с того момента, как народу стала известна секаевская обработка “Чермена”, она почти полностью вытеснила народные варианты этой песни»22. По мнению исследователя поэтического творчества С. Гадиева В.Л. Гобозова, «Сека существенно переработал народную песню, внес в нее собственные краски, собственную интонацию, оригинальные детали, и не случайно это стихотворение стало не только одним из лучших произведений в творчестве поэта, но можно смело признать его одним из поэтических шедевров в осетинской поэзии»23.

Под названием «Дёдадёйы зарджытё» («Песня дададай») в сборнике была опубликована часть фольклорных записей «Чызгайы зарджытё» («Девичьи песни»), которые собирал С. Гадиев24. В стихотворениях «Хист» («Поминки») «Арахъ» («Арака»), «Зивёггёнаг» («Лентяй») Гадиев выступил против поминок, пьянства, воровства, лени.

В 1906 г. С. Гадиев подготовил к печати рукопись второго сборника стихотворений «Ганис»25, в который вошли стихотворения, две народные сказки в стихотворной обработке «Мыст» («Мышь») и «Сыст ёмё ёхсёнкъ» («Вошь и блоха») и 21 басня. Стихотворение «Фёдис» («Набат»), посвященное К.Л. Хетагурову, было единственным произведением, написанном о великом поэте еще при его жизни. Христианской тематике были посвящены такие стихотворения как «Майрёмы нывы раз» («Перед образом Богоматери»), «Куадзён» («Пасха») и «Уас-Джырджы зарёг» («Песня святого Георгия»). К сожалению, рукопись сборника не была издана, хотя на ее титульном листе сохранились надписи: «Печатать разрешается. Священник Хр. Джиоев. 18 апреля 1906 г.» и «Дозволено цензурой. Тифлис, 25 апреля 1906 г.»26.

В 1906-1907 гг. отдельные стихотворения, прозаические произведения, публицистические статьи С. Гадиева публиковались в первых осетинских газетах и журналах: «Ирон газет» («Осетин-ская газета») (1906), «Ног цард» («Новая жизнь») (1907), «Зонд» («Разум») (1907).

В 1907 г. в газете «Ног цард» С. Гадиев (под псевдонимом «Фёсхохаг») опубликовал три статьи под общим названием «Цёгаты Ир» («Северные Осетины»)27. В первых двух статьях Гадиев остановился на столкновениях, происшедших 24 апреля и 24 мая 1907 г. между жителями осетинского селения Ольгинское и ингушами28.

В третьей статье29 Гадиев ярко и образно описал тяжелое и приниженное положение псаломщиков, которые нередко унижались высшим духовенством: их могли подолгу не принимать, вымогать у них часть жалованья и т.д. Он привел в статье пример достойного пастыря в лице благочинного 10 округа протоиерея Николая Джиоева, который скончался 9 февраля 1907 г. С. Гадиев хорошо знал покойного, поскольку Гизельский приход, в котором он служил псаломщиком, входил в 10 благочиннейший округ. Гадиев дал высокую оценку нравственным и профессиональным качествам протоиерея Н. Джиоева. По его мнению, это был человек, который всегда был готов помочь ближним и пастырским советом, и делом. К подчиненным о. Николай относился весьма доброжелательно. С. Гадиев отмечал, что протоиерей Джиоев много сделал для просвещения молодежи. Благодаря его помощи, многие ученики Ольгинской церковно-приходской школы, которой он руководил, получили возможность продолжить образование в средних и даже высших учебных заведениях.

Большое значение для освещения истории Осетии С. Гадиев придавал осетинскому фольклору. В 1907 г. он опубликовал в газете «Ног цард» на осетинском языке ряд исторических сказаний: «Тёга ёмё Куырдта» («Тага и Курдта»)30, «Хазбийы фын» («Сон Хазби»)31, «Апхадзийы хёст» («Нашествие Абхазова»)32. Сказание «Тага и Курдта» С. Гадиев записал от сказателя Карасе Ногаева. В том же издании были опубликованы и первые прозаические произведения С. Гадиева «Айссё («Айсса»)33 и «Зёлда» («Залда»)34.

Большое значение для освещения истории Осетии Сека Гадиев придавал осетинскому фольклору. В разные годы он подверг литературной обработке целый ряд народных сказок: «Куырдтатаг гёды лёг» («Куртатинский хитрец»), «Лёджы хъёздыгдзинад цас хъал кёны» («Как человека богатство портит»), «Уастырджи ёмё ёртё ёфсымёры» («Святой Георгий и три брата»), «Ёфсати» («Афсати»), «Рувас-Хадзы» («Лиса-паломница»), «Рёстдзинад агурёг» («Искатель справедливости») и «Хёйрёджы идон» («Чертова уздечка»).

Гадиев первый из осетинских поэтов и прозаиков произвел литературную обработку Даредзановских сказаний, переложив в стихотворной форме (92 куплета четырехстрочными строфами) отдельные эпизоды эпоса: убийство Живи, неузнанного сына, убийство Безаном железнорылого кабана, поиски любимой и тайная женитьба Безана, пребывание Безана в яме, его освобождение и др35. К сожалению, «Даредзанты Таурёгъ» («Даредзановское сказание») в обработке Сека Гадиева до сих пор не опубликовано, оно хранится в Научном архиве СОИГСИ36. Остались не изданы и пословицы, которые собирал С. Гадиев37.

Впервые в журнале «Зонд» в 1907 г. была начата публикация знаменитого рассказа С. Гадиева «Азау»38, которая была прервана в связи с закрытием журнала. В 1914 г. в петербургском журнале «Жизнь для всех» рассказ «Азау» был опубликован в переводе на русский язык Цомака Гадиева39. Впоследствии рассказ много раз переиздавался на осетинском языке и в переводах на русский язык40.

Последним местом службы С. Гадиева в качестве псаломщика было сел. Саниба. (1908-1909).

16 июня 1909 г. псаломщик Г. (Сека) Гадиев вместе с протоиереем А. Гатуевым, благочинными священниками А. Цаголовым и А. Цомаевым, священниками М. Дзахоевым, М. Коцоевым и И. Рамоновым принял участие в обсуждении статьи Хаджи-Мурата «Из кавказских писем», опубликованной в газете «Санкт-Петербургские ведомости» (1909, №17)41. Вырезка из газеты со статьей Хаджи-Мурата была прислана во Владикавказскую епархию директором Департамента духовных дел иностранных исповеданий Министерства внутренних дел А.Н. Харузиным с целью выяснения того, насколько содержание статьи соответствовало действительному положению дел с православием среди осетин. Участники обсуждения статьи составили и подписали документ, в котором отметили, что описанное в статье Хаджи-Мурата положение православия среди осетин расходится с действительностью, и опровергли его обвинения в бездеятельности в адрес осетинского духовенства.

31 июля 1909 г. Сека Гадиев, согласно прошению, был уволен за штат, передав исполнение обязанностей псаломщика своему сыну Николаю42.

Уволившись с церковной службы, С. Гадиев решил переехать в г. Владикавказ. Вероятно, это решение он принял в связи с арестом в 1908 г. сына Михаила (Цомака), будущего известного поэта, писателя и общественного деятеля, арестованного за участие в революционном движении. После утверждения приговора суда (1910 г.) С. Гадиев ежегодно в течение четырех лет подавал прошения на имя государя о помиловании сына, сосланного в Восточную Сибирь на вечное поселение, но безрезультатно. К сожалению, Сека и его сыну так и не суждено было больше увидеться. Освобожденный из ссылки после Февральской революцией 1917 г. Михаил вернулся в Осетию уже после смерти отца.

По воспоминаниям дочери, Гадиевы купили во Владикавказе землю на ул. Тифлисской (ныне пр. Коста, 161)43, на которой построили небольшой домик из одной комнаты44, рядом с домом священника Тита Моргоева45. В 1910 г. в списке владельцев недвижимости по г. Владикавказу значился Г. (Сека-Л.Г.) Гадиев по ул. Тифлисской46. Позже для семьи старшего сына Захара во дворе был построен флигель, а в глубине двора находились конюшня и амбары для зерна47. Во Владикавказе С. Гадиев со старшим сыном и при посильной помощи младших сыновей занимался обработкой взятых в аренду земельных участков.

Но главной для Гадиева оставалась творческая деятельность. Он подготовил к печати рукопись третьего сборника «Цёсты сёг» («Слеза»), в который включил стихотворения и прозу. Сборник имел два различных варианта, составленных в 1910 г.48 и 1911 г.49 Первая историческая повесть С. Гадиева «Арагвийский алдар Эристави» была представлена двумя вариантами. В повести были описаны злодеяния грузинского феодала Нугзара Эристави (XVII в.), оставившего кровавый след в истории Осетии.

Рукопись сборника «Слеза» так и не была издана. В письме к сыну Цомаку в Сибирь Сека с горечью писал: «Моя книга “Слеза” с каких пор уже находится в издательском обществе “Ир”. До сих пор не отпечатали ее, ничего не делают»50.

Та же участь постигла и сборник «Куырм фёндырдзёгъдёг» («Слепой певец»)51, подготовленный С. Гадиевым к печати в 1912 г. В рукопись сборника вошли стихотворения, басни и 19 произведений прозы. Историческую повесть «Мад ёмё фырт» («Мать и сын»), С. Гадиев посвятил периоду владычества алдара Эристави, вторую – «Хъуды Цыппу» («Гудский Цыппу») – борьбе горских народов против царизма. В повести «Бабале» Гадиев поднял проблему раскрепощения горянки, любви и свободы чувств, вредности калыма.

Не был опубликован и сборник «Фынтё» («Сны»), составленный С. Гадиевым в 1914 г. В рукопись сборника были включены стихо-творения, басни и 12 произведений прозы, в том числе отрывки из исторического сочинения «Краткие материалы из истории Грузии об осетинском народе и его царях», которые он перевел с грузинского на осетинский язык. Позже писатель использовал эти отрывки при написании исторической драмы «Ос-Бёгъатыры хёст» («Битва Ос-Багатара»)52, которую не успел завершить.

Во Владикавказе С. Гадиев и его семья стали прихожанами церкви Рождества Пресвятой Богородицы (Осетинской). 8 сентября 1912 г. на престольном празднике церкви Сека Гадиеву была предоставлена почетная миссия от лица прихожан приветствовать стихотворением на осетинском языке прибывшего на торжество архиепископа Владикавказского и Моздокского Питирима (Окнова). Архиепископ ответил на это приветствие также на осетинском языке: «глубоко тронут Вашим приемом, сердечно радуюсь смотря на Вас, призываю Божие благословение на любимый мною осетинский народ»53. Настоятель церкви о. Харлампий Цомаев перевел на русский язык прочитанное Сека Гадиевым стихотворение и поместил в своей статье «Престольный праздник (8 сентября) во Владикавказской Осетинской церкви», которую опубликовал во «Владикавказских епархиальных ведомостях»54.

8 сентября 1914 г. на престольном празднике в честь столетнего юбилея церкви Сека Гадиев от лица прихожан обратился к о. Х. Цомаеву с приветственным словом на осетинском языке55. В своей речи он кратко обрисовал историю христианства в Осетии, начиная с апостольских времен, отметил большую роль «Общества восстановления православного христианства на Кавказе» в деле христианского просвещения Осетии, а также заслуги епископа Владикавказского Иосифа (Чепиговского).

С. Гадиев воздал должное памяти бывших настоятелей церкви – Алексия Колиева, Михаила Сухиева, Алексия Гатуева, много сделавших для церкви и развития православия в Осетии. Он также поблагодарил настоятеля церкви о. Х. Цомаева за его труды по ремонту церкви и состоящей при ней одноклассной церковно-приходской школы, в которой тот был заведующим и учителем Закона Божия. Сека Гадиев от имени прихожан в честь праздника подарил о. Х. Цомаеву икону Иисуса Христа.

Большое место в творчестве С. Гадиева занимало его участие в религиозно-проповедническом журнале «Чырыстон цард» («Христианская жизнь»), выходившем в 1911, 1913 и 1915-1916 гг.

Сека Гадиев приветствовал появление журнала «Чырыстон цард» на осетинском языке, считая его издание большим культурным начинанием. Как известно, в те годы это был единственный журнал, выходивший на осетинском языке. Кроме С. Гадиева, в нем публиковали свои произведения такие осетинские поэты и писатели как Алихан Токаев, Илас Мызурон и др.

В своем стихотворении «Ныстуан» («Завет»), опубликованном в журнале в 1915 г., С. Гадиев тревожился за дальнейшую судьбу «Чырыстон цард» и призывал осетинскую молодежь поддержать его56.

В советское время литературоведы Х.Н. Ардасенов57, В.Б. Корзун58 ставили в упрек Сека Гадиеву его участие в журнале «Чырыстон цард» и связи с духовенством. Нельзя согласиться с мнением Х.Н. Ардасенова о том, что «отрицательные последствия имело и участие писателя в реакционном журнале “Христианская жизнь” (1911-1915). Произведения, написанные в годы его сотрудничества в этом журнале, не оставили какого-либо следа в истории осетинской литературы»59.

С. Гадиев опубликовал в журнале агиографические произведения, публицистические статьи, стихи, повесть, драму. Он поднимал на страницах журнала вопросы христианского просвещения осетинского народа, выступал против засилья устаревших обычаев и обрядов, откликался на важные события, происходившие в стране и в Осетии.

В поучении «Зароба исджытён цыбыр амонындзинад» «Поучение к причастникам»60 С. Гадиев проповедовал христианские ценности, призывал осетин соблюдать христианские заповеди.

В поучении «Донскъёфёны размё хуыцаубон» («В неделю перед Богоявлением»)61 Гадиев кратко рассмотрел историю возникновения христианства в Осетии. Он поведал об истории Осетии, основываясь на грузинских исторических источниках и древних верованиях осетин, ссылаясь на фольклорные данные. С. Гадиев выступил в статье против калыма и похоронных обрядов осетин. Он привел огромные размеры калыма и на ярких, образных примерах показал всю его бесчеловечность. Сека призвал осетинский народ отказаться от некоторых похоронных обрядов, считая, что они ведут к бедности. К сожалению, остались не опубликованы поучения С. Гадиева «Самариоджы хуыцаубон» («Воскресенье о самарянке»)62 и «Хёлёгдзинад» («Зависть»)63.

В статье «Рагон ирон адам» («Осетинский народ в древности»)64, направленной против суеверий и предрассудков, существующих в свадебных и похоронных обрядах, С. Гадиев поднял вопрос о просвещении народа. По его мнению, тех средств, которые тратились осетинами на различные отсталые обряды, хватило бы на то, чтобы ежегодно посылать на учебу в высшие учебные заведения по сорок осетинских юношей. Гадиев писал о ценности национального своеобразия народа и его культуры.

С. Гадиев, находившийся в течение многих лет на церковной службе в качестве псаломщика, прекрасно знал агиографическую литературу, которую изучал на грузинском языке и по переводам на осетинский язык. Исследователь творчества С. Гадиева известный фольклорист и литературовед З.М. Салагаева отмечала: «Агиографические произведения на осетинском языке, литература переводная, пусть и церковная, но на осетинском языке, могла оказать влияние если не на содержание, то на форму его произведений – на построение фраз, на язык его прозы в целом. Достаточно сказать, что церковные произведения самого Сека Гадиева, опубликованные в журнале «Христианская жизнь», постоянным сотрудником, а, следовательно, и читателем которого он был, отличается чистотой осетинского языка, блестящей прозаической речью»65.

Несколько статей, опубликованных в журнале, С. Гадиев посвятил истории Осетии. Они основаны на грузинских исторических источниках и на материалах осетинского фольклора. В статьях «Тамар Дедопали» («Блаженная царица Тамара»)66 и «Даут-Сослан» («Давид-Сослан»)67 Сека отметил роль царицы Тамары и Давида-Сослана в распространении христианства в Осетии, о воздвижении ими храмов в осетинских аулах.

В статье «Ирыстон» («Осетия»)68 С. Гадиев привел легендарные сведения об осетинских царях, в частности, легенды об Ос-Багатыре из книги З. Чичинадзе «История Осетии по грузинским источникам». Гадиев писал о совместной борьбе осетинского и грузинского народов против внешних врагов, и о дружеских отношениях между ними.

Сека Гадиев хорошо знал произведения грузинских писателей ХIХ в. – Н. Бараташвили, Важа Пшавела, Ильи Чавчавадзе, Акакия Церетели, Александра Казбеги и др.

Как известно, С. Гадиев недостаточно владел русским языком, чтобы читать русскую историческую литературу. Тем не менее, его статья «Арахъ» («Арака»)69 свидетельствовала о том, что он был хорошо знаком с научной деятельностью В.Ф. Миллера как осетиноведа. Гадиев писал о том, что ученый установил, что осетины принадлежат к индоевропейской ветви языков и что предки осетин вынуждены были уйти в горы после столкновения с внешним врагом70.

В 1913 г. С. Гадиев издал в журнале статью «Колыты сауджын Аксойы тыххёй цыбыр дыууё ныхасы» «Несколько слов о священнике Аксо Колиеве»71, посвященную памяти выдающегося сына осетинского народа, просветителя и священника Алексия (Аксо) Колиева. Высоко оценивая личность о. А. Колиева, С. Гадиев писал, что «Аксо хорошо знал и отлично понимал свой народ, и ночью не знал покоя и отдыха, как птица — великая труженица, облетел Осетию вдоль и поперек, побывал многократно во всех ближних и дальних районах, чтобы объединить народ во имя добра, справедливости и лучшего светлого будущего».

В том же году Гадиев опубликовал в журнале некролог, посвященный кончине старейшего священника Владикавказской епархии Тита (Тасолтана) Моргоева72, друга писателя. Он описал жизненный и пастырский путь о. Т. Моргоева, с которым вместе служил в Михаило-Архангельской церкви в сел. Гизель. В конце некролога приведено стихотворение С. Гадиева, посвященное покойному священнику Моргоеву.

Православной тематике посвящены опубликованные в журнале стихотворения С. Гадиева «Чырысти райгас» («Христос Воскресе»)73, «Майрёммё хёрзёггурёггаг фёуыны бон» («В день Благовещения»)74, «Пахуымпар» («Пророк)75. Горечью за отпавших от православия жителей Санибы пронизано стихотворение С. Гадиева «Чырыстийы цъупп» («Казбек»)76.

Любовь к родине звучит в стихотворении С. Гадиева «Райгуырён бёстё Ирыстон» («Родина Иристон»)77. В стихотворении «Кавказаг ёфсёддоны хъёлёс» («Голос воина кавказца»)78 Сека откликнулся на разразившуюся империалистическую войну. Стихотворения «Санибайы авд гёналы сёфт» («Гибель семи аулов Санибанского ущелья»)79 и «Обвал ледника 1912 года»80 – отклик Гадиева на трагические события, происшедшие в Осетии.

В 1913 г. в журнале «Чырыстон цард» впервые была опубликована повесть Сека Гадиева «Саударёг ус» («Женщина в трауре»)81, направленная против крепостного права. Время действия повести относится к эпохе присоединения Грузии к России. В 1915 г. в журнале была впервые издана пьеса С. Гадиева «Дёсны Госёма» («Гадалка Госама» )82, в которой автор обрисовал современную общественную жизнь и быт осетин.

Жизнь Сека Гадиева трагически оборвалась 8 (21 н.с.) июля 1915 г. Он на арбе отправился из Владикавказа в Гудское ущелье, чтобы выступить в качестве посредника между конфликтовавшими из-за земли крестьянами. Жители родного общества часто обращались к нему как к авторитетному человеку за советом и помощью. В поездке его сопровождал посланец от гудцев Дзахот Дзестелов. На пересечении владикавказских улиц Ардонской и Ольгинской (ныне ул. Генерала Плиева) лошадь их испугалась проезжавшего автомобиля и понесла. Сека, не удержавшись, упал и ударился головой о камни мостовой. Врачам не удалось спасти ему жизнь, через несколько часов он скончался в больнице от кровоизлияния в мозг.

Отпевали С. Гадиева в Георгиевской церкви священники Харлампий Цомаев, Моисей Коцоев, Иоанн Хетагуров, Георгий Натадзе и диакон Василий Бичерахов. После литии священник М. Коцоев рассказал о жизненном и творческом пути Сека Гадиева.

Похороны Сека Гадиева прошли 9 (22 н.с.) во Владикавказе, в ограде Ильинской часовни (ныне храм Илии Пророка) на Мещанском кладбище при большом стечении народа, среди которого было много учащейся молодежи. При погребении поэт Лазо Туаев прочитал стихотворение-плач о Сека Гадиеве, в котором выразил глубокое горе осетинского народа, который потерял своего любимого писателя и заступника. С прощальным словом выступил друг и соратник С. Гадиева священник Х. Цомаев. Он дал высокую оценку личности и творчеству писателя, назвав его сияющей звездой осетинского языка, великим тружеником и пастырем народа. Цомаев прочитал на осетинском языке стихотворение С. Гадиева «Тёхуды» («Желание») из сборника «Ирон фыййау» («Осетинский пастух»). При прощании с Сека он приложил к его груди образ – икону Иисуса Христа в позолоченном окладе83. На табличке внизу иконы, которая дошла до наших дней, была выгравирована надпись: «9.VII. 1915. Осетинскому Народному певцу Сека от его сородичей».

Журнал «Чырыстон цард» №8 за 1915 г. в нарушение правил открывать номер публикацией проповеднического характера, начал его стихотворением Хъоло (Коло) «Секъайён» («Памяти Сека»), посвященному умершему писателю84. В том же номере журнала было помещено официальное сообщение о смерти Георгия (Сека) Гадиева и был опубликован некролог, написанный Георгием Цомаевым85. В журнале было также размещено стихотворение-плач поэта Лазо Туаева «Нё Ирыстоны ахсджиаг Секъайы ингёны ужёлхъус хъарёг» («Плач у могилы самого дорогого для Осетии Сека»)86. В №9 журнала была опубликована критическая заметка Георгия Цомаева, в которой была приведена краткая биография Сека Гадиева и перечислены его произведения и сборники87. В №12 редактор журнала священник Х. Цомаев в заметке «От редактора» писал: «Вечная память покойному Сека Гадиеву, бывшему ближайшему сотруднику нашему»88.

Осетинские литературоведы немало сделали для изучения творчества Сека Гадиева89, однако до сих пор осталось много нераскрытых тем. Одной из таких лакун оставалась деятельность Сека Гадиева на ниве христианского просвещения Осетии.

Избранные произведения С. Гадиева90, издававшиеся несколько раз, неполны и имеют произвольные вмешательства составителей в тексты произведений. А ведь в Научном архиве СОИГСИ хранятся рукописи сборников писателя, подготовленные к печати самим автором. Некоторые произведения С. Гадиева до сих пор ни разу не издавались. В 1965 г., в год 50-летия со дня смерти писателя, В.И. Абаев поднял вопрос об издании академического собрания сочинений Сека Гадиева91, который так и не был решен. Тогда же В.И. Абаев писал о необходимости увековечить память С. Гадиева, установив бюст на надгробии писателя, находившегося в полузаброшенном состоянии. Однако этого так и не было сделано, и, в итоге, могила С. Гадиева на кладбище (бывшее Мещанское) при владикавказской Ильинской церкви оказалась утраченной.

Только спустя почти 50 лет, 15 ноября 2012 г. усилиями Ильинского прихода Владикавказской и Махачкалинской епархии (ныне Владикавказской и Аланской) на приблизительном месте захоронения писателя, указанном родственниками, у стен храма Илии Пророка г. Владикавказа был установлен памятник Сека Гадиеву (проект скульптора Алана Корнаева). 27 ноября 2012 г. на заседании Епархиального совета Владикавказской и Махачкалинской епархии было принято постановление: «Учитывая значимость творчества Сека Гадиева и как классика осетинской художественной литературы, и как выдающегося церковного писателя, поддержать предложение об издании академического собрания сочинений С. Гадиева и рассмотреть возможность участия Церкви в этом начинании.

В соответствии с просьбой осетинского литературного сообщества, участвовавшего в открытии памятника, поручить юридической службе Епархии изучить вопрос о возможности переименования ул. Дзержинского в ул. Сека Гадиева»92.

Трудно не согласиться с В.И. Абаевым, который писал: «Перед памятью Сека должен низко склонить голову каждый осетин. Это был не только вдохновенный автор глубоко народных стихов, рассказов и повестей, основоположник осетинской прозы, но прежде всего исключительная личность»93. Имя выдающегося осетинского писателя и деятеля христианского просвещения Сека (Георгия) Гадиева, много сделавшего для национальной культуры, должно навсегда остаться в истории литературы и культуры Осетии.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Гадиев Ц. Сека Гадиев – осетинский поэт. 1855-1915 // Известия Горского педагогического института. T.V. Владикавказ, 1929. С.234.

2 ЦГА РСО-А. Ф.150. Оп.1. Д.175. Л.174; Ф.296. Оп.1. Д.130. Л.75об.; Ф.143. Оп.2. Д.514. Л.41об.

3 Цомайты Г. Гёдиаты Секъа // Чырыстон цард. 1915. №9. С.416.

4 Ардасенов Х.Н. Очерк развития осетинской литературы. Орджоникидзе, 1959. С.186.

5 Гадиев Ц. Указ. соч. С. 235.

6 Там же. С. 238.

7 ЦГА РСО-А. Ф.150. Оп.1. Д.334. Л.13-14.

8 Отчет общества восстановления православного христианства на Кавказе за 1888 г. Тифлис, 1889. С.150.

9 Цветков А., свящ. Обозрение Преосвященным Владимиром, епископом Владикавказским и Моздокским, осетинских приходов Владикавказской епархии, расположенных на плоскости и в горах // ВЕВ. 1895.№6. С.87.

10 ЦГА РСО-А. Ф.150. Оп.1. Д.175. Л.174.

11 Гадиева Мария (Битти) Евстратьевна (в дев. Битарова) – жена Сека Гадиева. Родилась в 1862 г.

12 Гадиев Захар Юрьевич – старший сын Сека Гадиева. Родился в 1879 г. в сел. Ганис. Окончил церковно-приходскую школу. Был рабочим. Умер в 1919 г. У З.Ю. Гадиева была жена – Мария Касаева, четыре дочери – Лена, Ольга, Анна, Надя (имела дочь Елену (1952-2013) и два сына – Володя и Иван. Дочь Володи – Галина Есиева, правнучка С. Гадиева, живет во Владикавказе.

13 Гадиев Цомак Секаевич (Михаил Юрьевич) (псевдонимы: Цомак, Хицон, Амгар) – известный осетинский поэт и писатель, сын Сека Гадиева. Родился 14 января 1882 г. в сел. Нижний Ганис. С 1892 г. по . учился во Владикавказском духовном училище, с 1897 г. по 1903 г. – в Ставропольском духовном училище. Учился на историко-филологическом факультете Дерптского (ныне Тартуского) университета. В 1908 г. за участие в революционном движении был арестован, почти три года провел в тюрьме, а потом сослан в Восточную Сибирь на вечное поселение. В 1917 г. был освобождён и вернулся в Северную Осетию. Являлся председателем осетинского народного Совета и его исполкома, заместителем Народного комиссара просвещения Терской Советской Республики (1918-1919). После 1920 г. работал заместителем председателя Владикавказкого ревкома, заведующим облоно, редактором газеты «Ржстдзинад» («Правда»), ректором Северо-Кавказского горского педагогического института (ныне СОГУ) (1926-1930). директором Северо-Осетинского научно-исследовательского института (1930-1931) (ныне – СОИГСИ).

Был женат на Наталье Ионовне Гадиевой ( в дев. Мусьпан), имел сына Георгия (1914 г.р.).

Стихи, написанные в период первой русской революции, насыщены революционным пафосом (стихотворения «Тохы хъжр» («Призыв к борьбе»), «Фждис» («Набат»), «Аджм» («Народ») и др.

В годы пребывания в тюрьме и в ссылке Гадиев создал стихотворный цикл «Ахжстоны фыстытж» («Тюремные записки»), «Хурытын» («Луч солнца»), «Бжлон» («Голубь») и др., повесть «Подаванец», рассказы «На месте причисления», «Товарищ Мазай», «Ванина болезнь», «Музыка».

Написал драмы «Амондмж цжуджытж» («Идущие к счастью») (1928) и «Ос-Багатар» (1929), повесть «Фыджлты намыс» («Честь предков») (1931), рассказ «Царды ужз» («Бремя жизни»), статьи о творчестве C. Гадиева, Т. Мамсурова, К. Хетагурова, Е. Бритаева, С. Баграева и др

Умер 24 октября 1931 г. Имя Ц. Гадиева носит одна из улиц Владикавказа.

14 Гадиев Александр (Адодтж) Юрьевич – сын Сека Гадиева. Родился в 1887 г. в сел. Гизель. Работал фельдшером в пехотном училище, затем в Сбербанке. Имел жену – Анну Дзуцеву, сына Бориса и дочь Азу (Мзокову) (1926-2013). Правнук С. Гадиева – Георгий и правнучка – Алла (Мзокова), директор владикавказской гимназии №45, живут во Владикавказе.

15 Гадиев Николай Юрьевич – сын Сека Гадиева. Родился 18 июля 1890 г. в сел. Гизель. Окончил Владикавказское духовное училище (1905), Александровскую духовную семинарию в сел. Ардон. Служил псаломщиком в сел. Саниба (1909) и сел. Кадгарон. В 1918 г. работал в Кобиско-Трусовском райкоме партии. В 1920 г. был избран политическим комиссаром Революционного комитета Южной Осетии и вместе с председателем ревкома В.Д. Абаевым подписал приказ об объявлении Советской власти. В том же году стал председателем Ревтрибунала Северной Осетии. Долгое время работал в Автономной области Юго-Осетии: народным комиссаром юстиции, председателем Областного Суда, прокурором области, народным комиссаром внутренних дел, заместителем председателя ЦИК. В 1937 г. был репрессирован // Ванеев В.Д. Люди, помните о нас. Цхинвал, 2005. С.41.

16 Гадиев Петр Юрьевич – сын Сека Гадиева. Родился в 1893 г. в сел. Гизель. Окончил Владикавказское духовное училище (1908), Александровскую духовную семинарию в сел. Ардон по I (высшему) разряду (1915). Учился в Казанской духовной академии. В 1918-1925 гг. П.Ю. Гадиев участвовал в собирании и записи фольклора осетин в рамках «Осетинского историко-филологического общества». С 1932 г. работал преподавателем Юго-Осетинского педагогического института (ныне ЮОГУ), с 1941 г. – заведующим кафедрой педагогики. Являлся кандидатом исторических наук, доцентом. П.Ю. Гадиев занимался историей народного образования Южной Осетии, он автор научных статей: Вопросы народного образования в Юго-Осетии в 1801-1864 гг. // ИЮОНИИ. Сталинир, Вып. IX. 1958. С.1-29; История развития народного образования в Южной Осетии до установления Советской власти. Имел сына Николая и дочь Екатерину.

17 Гадиев Афанасий (Афай) Юрьевич – сын Сека Гадиева. Родился в 1900 г. в сел. Гизель. Окончил Владикавказское духовное училище. Учился в Александровской духовной семинарии в сел. Ардон вплоть до ее закрытия. Работал учителем школы № 27 г. Орджоникидзе. 23 октября 1939 г. Особым совещанием НКВД СССР приговорен к 5 годам ИТЛ (исправительно-трудовых лагерей -Л.Г.) // Книга памяти жертв политических репрессий РСО – Алания / Сост. А. Б. Зураев. Владикавказ, 2006.Т.2. С.207.

18 Корнаева (в дев. Гадиева) Вера Юрьевна – дочь Сека Гадиева. Родилась в 1898 г. в сел. Гизель. Окончила Владикавказское епархиальное женское училище. В 1917 г. окончила женскую гимназию в г. Уфе, затем годичные учительские курсы при Владикавказском учительском институте. В 1932 г. окончила Северо-Кавказский пединститут (с 1938 г. Северо-Осетинский пединститут (ныне СОГУ). Работала на кафедре ботаники пединститута: с 1932 по 1937 гг. – ассистентом, с 1937 по 1956 г. старшим преподавателем, а затем доцентом. Занималась изучением флоры и растительных сообществ Северной Осетии. В 1956 г. защитила диссертацию «Флора и растительность Кабардино-Сунженского хребта в пределах Северной Осетии» на соискание учёной степени кандидата биологических наук. В конце 70-х гг. ХХ в. подготовила докторскую диссертацию. Имела научные труды по флоре Северной Осетии. Была соавтором «Красной книги Северной Осетии» (1981). Активно занималась общественной деятельностью, имела ряд правительственных наград. В 1980 г. опубликовала в журнале «Мах дуг» воспоминания о С. Гадиеве // Гждиаты Верж. Дыууж ныхасы мж фыд Секъайы тыххжй // Мах дуг. 1980. №11. С 109-110. В.Ю. Корнаева умерла в 1989 г., похоронена во Владикавказе. Была замужем за З.З. Корнаевым (репрессирован в 1937 г.), имела дочь Иру (в замужестве Казахова) (умерла в 2000 г.) и двух сыновей – Мурата (умер в Полтаве) и Булата (умер в Москве), которые были кандидатами технических наук. Правнучка С. Гадиева – биолог Вика Георгиевна Казахова живет во Владикавказе.

Информация о В.Ю. Корнаевой взята из рукописи книги, которая готовится к печати в издательстве СОГУ во Владикавказе: Комаров Ю.Е., Николаев И.А., Дзодзикова М.Э., Корноухова И.И., Цугкиев Б.Г., Бобылева Л.А. Ученые-биологи Северной Осетии и от В.Г. Казаховой.

19 Журналы Съезда о.о. депутатов от духовенства Владикавказской епархии // ВЕВ. 1907. №37. С.555.

20 Гждиаты С. Ирон фыййау (Осетинский пастух). Дзжуджикжу, 1905.

21 Гадиев Ц. Указ. соч. С. 238.

22 Абаев В.И. О Сека Гадиеве (К 50-летию со дня смерти) // Альманах «Советская Осетия». 1965 – №26-27. С.241.

23 Гобозов В.Л. Художественное мастерство Сека Гадиева-поэта. Автореф. дисс. …канд. фил. наук. Владикавказ, 2007. С.11.

24 Гадиев Ц. Указ. соч. С.238.

25 НА СОИГСИ. Ф. 6. Литература. Оп.1. Д.10. Л. 1-59.

26 Там же. Л.1.

27 Ног цард. 1907. №18, 23, 31.

28 Там же. №18, 23.

29 Там же. №31.

30 Там же. №75.

31 Там же. №51.

32 Там же. №65.

33 Там же. №17, 18.

34 Там же. №56, 57, 58.

35 Калоева Д.А. Даредзановские сказания у осетин. Цхинвали, 1975. С. 36-37.

36 НА СОИГСИ. Ф.6. Литература. Оп.1. Д.17. Л. 3-6.

37 НА СОИГСИ. Ф.6. Литература. Оп.1. Д.7. Л.278-282.

38 Зонд. 1907. №1,2.

39 Жизнь для всех. Спб., 1914. №4.

40 Гадиев С.К. Азау. Орджоникидзе, 1981; Гадиев С.К. Азау: Произведения. Перевод с осет. Цхинвали, 1884; Гадиев С.К. Произведения: проза, стихи, пьесы, миниатюры / Составление, переводы Т.А. Саламова. Владикавказ, 2008.

41 ЦГА РСО-А. Ф.11. Оп.17. Д.719. Л.4-6.

42 Распоряжения епархиального начальства // ВЕВ. 1909. №18. С.612-613.

43 В 1984 г. дом С. Гадиева был включен в Список памятников истории и культуры Северной Осетии, а в 1987 г. на доме установлена мемориальная доска работы народного художника РСО-Алания М.О. Царикаева.

44 Гждиаты В. Дыууж ныхасы мж фыд Секъайы тыххжй // Мах дуг. 1980. №11. С.109-110.

45 Цаллагов Т. Годы жизни // Дарьял. 2007.№4. С. 238.

46 ЦГА РСО-А. Ф.224. Оп.1. Д.280. Л.43об., 80об.

47 Габоева Л.Р. В поисках образа (иконография Сека Гадиева) // Историко-филологический архив. Владикавказ, 2004. №1. С. 69.

48 НА СОИГСИ. Ф. 6. Литература. Оп. 1. Д. 11. Л. 1-86.

49 Там же. Д. 12. Л. 1-108.

50 Гждиаты С. Равзаргж уацмыстж. Сар. Джусойты Н. Сталинир, 1959. С.430.

51 НА СОИГСИ. Ф. 6. Литература. Оп. 1. Д. 15. Л. 1-125.

52 Там же. Ф. 6. Литература. Оп. 1. Д.14.

53 Цомаев Х., свящ. Престольный праздник (8 сентября) во Владикавказской Осетинской церкви // ВЕВ. 1912 №19. С. 418.

54 Там же. С.417-418.

55 НА СОИГСИ. Ф.6. Литература. Оп.1. Д.20. Л.1-2об.; Горобец А.А., Сокаева Д.В. Обращение Сека Гадиева к священнику Харлампию Цомаеву // ИСОИГСИ. Владикавказ, 2010. Вып. 4(43). С.107-112.

56 Чырыстон цард. 1915. №1. С.49.

57 Ардасенов Х. Сека Гадиев и его творчество // Советская Осетия. Литературно-художественный альманах. Орджоникидзе, 1956. №7-8. С.285.

58 Корзун В.Б. Литература горских народов Северного Кавказа (дооктябрьский период). Грозный, 1966. С.101.

59 Ардасенов Х.И. Очерк развития осетинской литературы. Орджоникидзе, 1959. С.198.

60 Чырыстон цард. 1915. №3.С.89-91.

61 Там же. №1. С.14-19.

62 НА СОИГСИ. Ф.6. Литература. Оп.1. Д.17. Л. 9-12.

63 НА СОИГСИ. Ф.6. Литература. Оп.1. Д.18. Л.1-4.

64 Чырыстон цард. 1916. №11-12. С.196-197.

65 Салагаева З.М. Четыре этюда об осетинской прозе. Орджоникидзе, 1970. С.37.

66 Чырыстон цард. 1915. №2. С.75-81.

67 Там же. №4. С.179-184.

68 Там же. №.11. С.486-491.

69 Там же. №5. С.224-226.

70 Там же. С. 224-225.

71 Там же. 1913. №.15. С.144-145.

72 Там же. 1913. №.3. С.138-142.

73 Там же. №3. С.115.

74 Там же. С.120-121.

75 Там же. №.2 С.68-69.

76 Там же. 1911. №1 С.30-31

77 Там же. №5. С.196-197.

78 Там же. 1915. №2.С.85.

79 Там же. 1911. №2. С.14-19.

80 Там же. 1915. №9. С.422-424.

81 Там же. 1913. №.1. С.39-43; №2. С. 74-79; №3. С.120-125.

82 Там же. 1915. №6.С.251-254; №7. С.309-319.

83 Цомайты Г. Гждиаты Секъа // Чырыстон цард. 1915.№8. С.365-366.

84 Чырыстон цард. 1915. №8. С.329.

85 Цомайты Г. Гждиаты Секъа // Чырыстон цард. 1915. №8. С.364-366.

86 Там же. С.367-371.

87 Цомайты Г. Гждиаты Секъа // Чырыстон цард. 1915. №9. С.416-417.

88 Чырыстон цард. 1915. №.12. С.535.

89 Гадиев Ц. Сека Гадиев – осетинский поэт-самоучка. 1855-1915 // Известия Горского педагогического института. T.V. Владикавказ, 1929. С.234-247; Джусойты Н. Сека Гадиев. Сталинир, 1958; Салагаева З.М. Четыре этюда об осетинской прозе. Орджоникидзе, 1970. С. 19-166; Гобозов В.Л. Поэтическое искусство Сека Гадиева. Цхинвал, 2010.

90 Гждиаты С. Жвзжрст уацмыстж. Сар. Санакъоты П., Дзадтиаты Г. Сталинир, 1950; Гждиаты С. Равзаргж уацмыстж. Сар. Джусойты Н. Сталинир, 1959; Гждиаты С. Уацмыстж. Сар. Мамиаты Н., Дзжуджыхъжу, 1991.

91 Абаев В.И. Указ. соч. С.240-243.

92 Протокол № 5 (8) заседания Епархиального совета Владикавказской и Махачкалинской епархии от 27 ноября 2012 г. // Терские епархиальные ведомости. Ноябрь 2012. №11(139).

93 Абаев В.И. Указ. соч. С.240.