С.Ф. ЦАЛЛАГОВ. Осетинская церковь Рождества Пресвятой Богородицы

200 ЛЕТ СТАРЕЙШЕМУ ХРАМУ ВЛАДИКАВКАЗА

Исторические сведения об истории возникновения Осетинской церкви Рождества Пресвятой Богородицы весьма скудны. В Терском календаре и Страховых ведомостях начала 19 века упоминается о строительстве маленькой деревянной церкви на холме, возвышающемся над всем Владикавказом.

В 1813 году на территории осетинского селения Дзауджикау (находившегося на небольшом отдалении от крепости Владикавказ, воз веденной в 1784 году) на самом возвышенном месте освящается площадка, отведенная под строительство церкви Рождества Пресвятой Богородицы. В 1814 году там возводится деревянная церковь, которая становится вторым православным храмом после Военного собора, находившегося непосредственно в самой крепости Владикавказ.

В 1821 г. на месте обветшалой деревянной церкви возводится каменная церковь, а со временем с южной и западной сторон холма устраиваются подпорные стенки. В свое время владикавказский священ ник Сухиев сообщал начальнику Терской области Лорис-Меликову, что постройка каменной звонницы при осетинской церкви окончена, и просил освидетельствовать прочность возведенной постройки и передать ее в ведение священника.

Впоследствии к основному объему церкви с северной и южной сторон были пристроены притворы, а церковь и звонницу соединила деревянная галерея, замененная позже кирпичной трапезной.

Главной святыней церкви считался ковчежец, присланный экзархом Грузии Павлом с мощами святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Домаскина.

Перестройки церкви осуществлялись при деятельном участии начальника Владикавказского военного округа барона Вревского, генеpала Евдокимова, полковника Сперанского и на средства князя Святополк-Мирского, купцов Шилова, Андреева, Щербинина, а также на пожертвования русского и осетинского офицерства, жителей города и Осетинской слободки.

На важную роль церкви в жизни города указывает и «Прошение», адресованное высокопреосвященнейшему Питириму, архиепископу Владикавказскому и Моздокскому. Документ, датированный 1 июня 1912 года, сообщает о том, что Церковь Рождества Пресвятой Богородицы «подготовила почву к открытию Духовного училища для просвещения юношества и борьбы его с невежеством. При этой же церкви знаменитым протоиереем Колиевым в начале 1860-х годов было основано Осетинское 3-х классное женское училище… Осетинская церковь с давних пор была местом погребения знаменитых людей. Здесь похоронены генералы Нестеров и Левкович, князь Туманов, семейство Святополк-Мирского и другие знатные русские люди. Здесь же погребены лучшие сыны Осетии, своею выдающейся деятельностью приобщившие ее к великой семье русского народа: протоиерей Колиев, строитель церкви, переводчик богослужебных книг на родной язык.., протоиерей Гатуев и священник Сухиев, выдающийся поэт, художник и общественный деятель Коста Хетагуров, генералы Баев, Таучелов… До постройки других церквей во Владикавказе она одна обслуживала более полстолетия почти все православное население Владикавказа без различия национальностей. К ней принадлежали, помимо осетин, русские, грузины (до 1898 г.), греки (до 1904 г.) до образования у них самостоятельных приходов».

Суть этого документа сводилась к тому, что подпорные стенки холма, на котором стоит церковь, начали осыпаться. Для того чтобы сохранить храм, требовались срочные меры и капиталовложения в размере 3 000 рублей. По тем временам эта была огромная сумма, которую провинциальный город не смог обеспечить полностью – была собрана только треть денег. Потому и было отправлено прошение в Священный Синод. Результат этого ходатайства нам не известен.

После революции с 1920-х годов все культовые сооружения в России переживали трудные времена. Многие храмы подверглись полному уничтожению, а некоторым в какой-то степени повезло, когда их начали приспосабливать под различные функции. В начале 1930-х годов верхнюю часть основного объема Осетинской церкви (центральную главу на восьмигранном барабане) разобрали: вероятно, в тот же период были разобраны малые главки и шатровое покрытие звонницы. До 1939 года здание церкви использовалось под склад конторы «Облзаготзеpно», затем там был открыт Музей осетинской литературы им. К.Л. Хетагурова. В 1972 году в помещение храма были размещены музейные фонды.

Захоронениям на территории церкви повезло меньше. Были утрачены могилы генералов Левковича, Петра Нестерова, Арсения Таучелова, полковника Василия Хетагурова, князя Михаила Туманова, священников Алексея Колиева, Михаила Сохиева и Алексея Гатуева, лесничего Ивана Тускаева и многих других. К счастью, уцелели погребения генерала Михаила Баева, полковника Федора Гусова, инженера Иосифа Гиоева, ученого Алихана Ардасенова, поручика Георгия Хасиева. Хотя в советские времена кладбище и церковь были закрыты для общего доступа, здесь были похоронены видные представители Северной Осетии тех лет. Первым из них в 1931 году стал поэт Мисост Камбердиев, последним в 1984 году – генерал Михаил Дзилихов. Здесь же в 1995 году был захоронен прах городского головы Владикавказа Гаппо Баева, вывезенный из Германии. Кладбище оставалось самым почетным в городе, пока не была создана Аллея Славы. Конечно, старые захоронения утрачены, но память о достойных представителях ушедшей эпохи, упокоенных в этой земле, можно увековечить, установив мемориальную доску с их именами.

В конце 1980-х годов в России возрос интерес общественности к культовым памятникам и их восстановлению. Начался процесс строительства новых, воссоздания утраченных и реставрация сохранившихся (в разной степени) храмов, который затронул и нашу республику. В начале 1990-х годов правительство республики приняло решение о сносе Осетинской церкви из-за ветхого и аварийного состояния. Однако руководство отдела охраны и использования памятников при Государственном объединенном музее РСО-Алания обратилось в Российские научно-реставрационные производственные мастерские с просьбой дать экспертную оценку состояния памятника. С этой целью во Владикавказ был командирован главный инженер мастерских Раввинский, который, изучив конструкции здания и состояние грунтов, предложил ряд мероприятий по выводу храма из сложившейся ситуации. В результате реализации всех этих рекомендаций Осетинскую церковь удалось спасти.

В сентябре 1992 года в здании храма состоялась первая после длительного перерыва служба. После реставрации церковь была вновь освящена в 1994 году митрополитом Ставропольским и Бакинским – Гедеоном. В настоящее время в храме регулярно ведется служба на осетинском и русском языках.

Здание Осетинской церкви находится в юго-восточной части города, на возвышенности, в месте пересечения улиц К.Хетагурова и переулка Кривого. По своей композиции Осетинская церковь относится к типу трапезных церквей, где главный объем объединен с трапезной и звонницей. Она имеет крестообразный вытянутый план, определяемый расположением архитектурных масс явно выраженной продольной оси восток-запад.

Церковь возведена из кирпича размером 25x13x6,5 см, на бутовом фундаменте. Ее общая длина (включая звонницу) 28,1 м, а наибольшая ширина (за счет притворов) 19,86 м. Основное ядро храма образует прямоугольный в плане объем молитвенного зала, завершенный луковичной главой на восьмигранном барабане (на период до начала производства реставрационных работ барабан и глава были утрачены).

С восточной стороны к залу примыкает граненая апсида с алтарем, а с северной и южной симметрично поставлены притворы с дверными проемами полуциркульной формы. К несколько удлиненной трапезной, придающей на плане здания форму греческого креста, примыкает 3-ярусная звонница в виде четверика и двух восьмериков, завершенная восьмигранным шатровым куполом. На период до начала производства реставрационных работ шатровое завершение было утрачено и вместо него устроена деревянная смотровая площадка с застекленной надстройкой. Декоративное убранство фасадов памятника сосредоточено в его верхних частях, что типично для небольших приходских храмов второй половины XIX века. Оно состоит из разнообразных филенок, поребрика, зубчиков, профилированных тяг и карниза, «бровок» над окнами и полуциркульных арок, обрамляющих скромно обработанные оконные проемы. Аналогичными проемами прорезаны стены остальных частей здания. «Бровки» над окнами трапезной дополнены декоративными элементами, имитирующими замковые камни.

Можно предположить, что такие окна, подчеркнутые «бровками», были на барабане, завершенном луковичной главой. Четыре малые главки, симметрично расположенные по отношению к центральной главе, венчают граненые колонны, примыкающие к стенам основного храмового объема, и несут декоративную функцию.

В результате ряда этапов возведения храма сегодня мы видим завершенный образ Осетинской церкви.

Однако в настоящее время состояние памятника вызывает тревогу. Как и 100 лет назад происходит подвижка основания храма из-за влаги, проникающей в просадочные грунты, что вызывает деформацию всего холма. Эту техническую проблему необходимо решать с помощью специалистов, соответствующей квалификации.