Аркадий ГАЙСИНСКИЙ. Барсилия

1

Разве что историки знают о том, что на юго-востоке Европы во времена раннего Средневековья существовала страна Барсилия, жители которой, понятно, назывались барсилами. Сведения о них отрывочны и противоречивы, впрочем, как и известия о многих других племенах и народах, обитавших в указанном регионе. Барсил считают одним из хазарских или болгарских племён, но не будем забывать, что этничекие корни и самих хазар до сего дня являются спорными: одни называют их тюрками, другие – иранцами; да и с происхождением болгар далеко не всё ясно. Поэтому, например, в Википедии дано дипломатичное определение: «барсилы – средневековое племя, родственное хазарам и булгарам, либо тесно связанное с ними». Согласимся, что подчёркнутая фраза имеет ввиду не этническое родство, а географическое соседство, или союзничество, или торговые связи.

То же и в отношении локализации Барсилии:

«Византийские авторы называют Барсилию “самой дальней областью Первой Сарматии” или областью «рядом с Сарматией».

Напомним, что под Сарматией, известной не позднее IV в. до н. э. восточнее реки Танаис (Дон), в первых веках нашей эры понималась уже Восточная Европа: при этом Сарматия делилась на Азиатскую (Первую) и Европей-скую, условная граница между которыми проходила по реке Танаис. Поэтому, согласно византийцам, «самая дальняя область Первой Сарматии» – это территории, примыкающие к западному побережью Каспия.

Указание на прикаспийское расположение Барсилии находим и у арабского историка ал-Берузи, но уже привязанное к городу Дербенту: «севернее Дербента».

Михаил Сирийский1 также упоминает Дербент, но он более конкретен:

«Два других брата пришли в страну алан, называемую Барсилия, в которой римлянами были построены города Каспия, называвшиеся вратами Turaye (Дербент)».

Происхождение слова «барсилы» ищут по вышеуказанной причине в староболгарском языке:

Название болгарского племени барсил можно расшифровать как «род, племя или страна Барса» («Барс иле»). Барс являлся тотемным животным болгар и символизировал избранность, власть, связь земли с небом.

По мнению дагестанского лингвиста Гусейновой, этноним «барсил» расшифровывается как «имеющий», «обладающий», «богатый», «состоятельный» и является более древним булгарским словом, нежели синонимичное «баргъу», отложившееся в кумыкском «борагъан». С точки зрения языковых закономерностей вариантом первичного «барсил» может считаться и «басил»2.

Но приведенную этимологию слова «барсил» нельзя признать убедительной – ведь и у алан барс являлся тотемным животным, чему свидетельство современный герб Северной Осетии-Алании, продолжаюший своей символикой древнюю традицию. Он «представляет собой круглый геральдический щит в червлёном (красном) поле на золотой земле идущий золотой с чёрными пятнами барс; позади него семь серебряных гор».

Не убеждает толкование Гусейновой ещё и потому, что самоназвание народа или племени всегда предметно, а в данном случае непонятно: в чём заключались богатство и состоятельность барсил, отличающие их от прочих племён?

2

Появление и распространение евреев на Кавказе объясняют их постепенной миграцией сюда из мест прежнего принудительного расселения, после известных изгнаний. Но главной эмиграционной волной считается та, которая была вызвана случившимся в 529 г. в Персии восстанием под предводительством Маздака, решившего ограничить самовластье шаха законами социальной справедливости. Но восстание потерпело поражение, и его сторонники (маздакиты), среди которых было много евреев, бежали из страны. Главным направлением их бегства стал Кавказ.

Свидетельств еврейского присутствия на Кавказе множество, приведём некоторые из них:

Ущелье Дерей-Гатта (кумыки и даргины называют его Джууд-Катта, «Еврейское Ущелье»), тянущееся приблизительно от селения Хамейди (Гимейди) до трисанчинской мельницы (выше Уркараха), в прошлом имело значительное еврейское население. В Дерей-Гатта, по сведениям В. Ф. Миллера, было пять еврейских селений; в действительности их было, по крайней мере, семь.

Дербент назывался у армян и греков Уропарахом, – «еврейской крепостью». Другое раннесредневековое название Дербента – Чор образовано от «джуур»(евреи).

Некоторые селения в Дагестане в местных хрониках и в народе называют джугутскими (еврейскими) – Зубутль, Мекеги, Аракани, Муни и другие, а в ряде селений горной части Дагестана существуют так назывыаемые еврейские кварталы. Память об иудаизме связывает многие поселения в Дагестане. Многие известные на Кавказе семьи связывают свое родословие с домом Давидовым. Еврейское происхождение приписывают не только отдельным аулам, но и целым народам, например, андийцам, табасаранцам, кайтагцам.

Эти анди, о еврейском происхождении которых говорят туземные легенды, живут в Дагестане и Чечне. Они были иудеями до вторжения в Андию отрядов Тамерлана, истребления им владетельного дома хана Йолука в Гагатле и утверждения ислама. Шамиль окончательно обратил в него всё Андийское ущелье. В народе сложены легенды о жителях Гумбета, многие из которых предпочли смерть принятию ислама.

В аварской хронике «История Ирхана» указано, что султан Ирхана (Аварии) – брат хакана Хазарии. В Аваре поселились еврейские князья Суракат и Кагар: «Тогда же пришли в Авар князья Кабатийские Суракат и Кагар, князья еврейские». Аварские ханы, окончательно истреблённые Шамилём, были, по преданиям, еврейского происхождения.

В чеченский народ влились тейпы3, происходящие от народов, которые когда-то исповедывали иудаизм (андийцы, ахтинцы, кабардинцы, кумыки и т. д. ).

Некоторые тейпы возводят себя к предку еврейского происхождения: тейпы Зилой, Чартой, Шуоной и некоторые другие.

Живущие в Грузии племена хевсуров, сванов и тушин считают себя потомками евреев и сохраняют предания, связанные с иудаизмом. Своим родоначальником хевсуры считают еврея, бывшего в окружении царицы Тамары: они празднуют субботу. В одной сван-ской деревне до сих пор в качестве реликвии хранится древний свиток Торы, на котором клялись сванские старейшины, принимая важные для общины решения.

У ингушей много фамилий, начинающихся словом «джуга» – «еврей: Джугустовы, Джуколаевы, Джугутгиреевы, Джогустхиевы, Джугутхановы.

Приводятся также лексические аргументы:

Родовой обычай горцев «адат» аналогичен древнему еврейскому праву. На иврите «дат» – закон.

На чеченском «барт» – союз, согласие. На иврите «брит» – союз, договор

Чеченское «гилакх» – обычай, традиция, закон очень походит на ивритское «галаха», обозначающее то же самое.

Праздничный хлеб у евреев называется «халла». По-чеченски «хлеб» – кхаллар

Весьма вероятно, что чеченское название субботы – «шоатта» происходит от еврейского шабат.

На иврите «бен адам»-человек. На чеченском языке слово «адам» – человечество, «адамаш» – люди, «адмалла» – человечность.

Ограничимся приведенными примерами: как видим, они относятся к многим народам Кавказа. Напомним, что главной причиной расселения здесь евреев называют их миграцию из Ирана, когда они спасались от преследований во время подавления шахом Хосровом восстания Маздака. Однако ж имеются свидетельства тому, что евреи жили на Кавказе гораздо раньше. Например, появление евреев на территории будущей Грузии связывают во времени с разрушением Первого Иерусалимского Храма в 586 г. до н. э (вавилон-ское изгнание). Но называются и более ранние сроки, относящиеся к ассирийскому изгнанию, породившему загадку пропавших колен – это событие случилось в 737 г. до н. э.: «среди евреев Кавказа ещё в XIX в. было живо предание, что они потомки исчезнувших колен, поселённых в Мидии ассирийскими царями»4.

Разница во времени между завоеванием ассирийцами Самарии и движением маздакитов весьма существенна – 15 веков. Но, кажется, история призывает нас к идти вглубь столетий ещё дальше: не будем забывать, что в глубокой древности территория Кавказа называлась Иверией.

В соответствии с 10-й главой Книги Бытия, называемой также «Таблицей народов», существовала страна Иверия, эпонимически связанная с Евером – правнуком Сима по линии Арпахсада. Прямым потомком Арпахсада являлся библейский праотец евреев Авраам и, значит, об Иверии знали задолго до его рождения. Но если согласиться с тем, о чём говорится в 10-й главе Бытия и с тем несомненным фактом, что страна Иверия находилась именно на Кавказе, получаем противоречие, состоящее в том, что в таком случае народы Кавказа должны быть признаны семитами, хотя сами себя они относят к пототмкам Тагормы, внука Иафета. Леонтий Мровели в «Картлис Цховреба» («Житие Грузии») называет Таргарму общим предком всех кавказских народов

Но выясняется, что указанного противоречия нет. Имеются основания не отвергать «с порога» то мнение известного армянского историка Н. Адонца, что древнейшее население Армении до того, как стало индоевропейским, было «семитским, то есть арамейским», говорившим по-арамейски. Ведь своим эпонимическим предком армяне(ара-мен) считают Арама, который был пятым сыном Сима. Поэтому показателен факт, приведенный Н. Мкртчяном5: оказывается, все без исключения герои древнеармянского эпоса «Давид Сасунский», включая главного героя, носят или чистосемитские имена, или имеющие семитские языковые корни.

Скажем и о выводе, сделанном известным грузинским историком Михако Церетели в его фундаментальном исследовании, вышедшем в 1910г. под названием «Нация и человечество». Здесь он говорит о том, что исторической родиной грузин была Халдея, обитатели которой «населяли страну в районе озера Ван (на востоке Малой Азии) и господствовали в созданном ими государстве Урарту(XIV-VII вв. дон. э.)»6. Напомним, что «Халдеи – семитский народ. Говорили на арамейском языке».

Некоторые лингвисты (например, Араик Степанян) связывают с государством Урарту также и предков чеченцев, основываясь на той логике, что «нохчи» – люди Ноя, а первым после потопа пристанищем Ноя и его семьи стала гора Арарат (горы Урартские).

В. Б. Пфаф, о котором выдающийся учёный-этнограф М.О. Косвен сказал, что «в истории этнографического кавказоведения и осетиноведения ему принадлежит видное место», писал об осетинах следующее:

«До объяснения этой языческой (осетинской) религии надобно прежде всего сказать, что так как осетины первоначально принадлежали к семитическому племени, то религия Зороастра не могла у них иметь успех, несмотря на то, что как нарты, так и аланы были иранцы. У семитов каждый род представляет собой суверенное государство и имеет свою собственную религию. Семитические оссы, конечно, не знали еще Моисеевых законов, так как они жили на Кавказе ещё гораздо раньше XVI века до Рождества Христова…»

Последняя фраза из приведененой цитаты представляеися очень важной для понимания этнической истории Кавказа: ассы-семиты жили на Кавказе в древнейшие времена и, разумеется, были далеко не единственными его обитателями. И поскольку невозможно провести чёткую этническую и временную границу между народами и племенами, населявшими в древности Кавказ и Закавказье, историки и этнографы пришли к определению «пракавказское этническое единство». Касательно Иберии оно формулируется как то, что «территория Иберии с древнейших времен была населена несколькими родственными племенами, которых древние авторы именовали собирательным «иберы»7. Евреи были одним из таких родственных плёмён, возможно, самым большим – отсюда и название «Иверия».

3

Так что выводы о ассимилятивном этническом родстве чеченцев или асов, или армян, или аварцев с евреями-изгнанниками исторически не обоснованы. Следует говорить об этническом родстве народов Кавказа в далёком прошлом, и следы этого родства проявляются в лексике, в обычаях, в эпических преданиях, но каждый из этих народов шёл из прошлого в настоящее своим путём.

Что до истории евреев, то та, которую мы знаем – это, по сути, история одного из иверских племён, которое во главе со своим вождём Авраамом приблизительно в XIX в. до н. э. мигрировало в Ханаан. Именно это племя положило начало тому национальному образованию, которое называют «еврейский народ», и нельзя забывать при этом то, что действительно этническими евреями являются лишь прямые потомки семьи Авраама. Также нужно брать в расчёт и то, что по прошествии многих столетий (и по причинам, каковые заслуживают отдельного обращения) произошло слияние понятий «иудеи» и «евреи», когда первое, будучи указателем вероисповедания, подменило собой указатель национальной принадлежности. Определение «иудей» так же мало говорит о национальности его владельца, как «христианин» или «мусульманин»

4

Но вернёмся к Барсилии.

На арамейском языке слово «бар» обозначает «сын», но в словосочетаниях оно превращает сочетаемое существительное в прилагательное, например: «бар мазаль» – счастливый, «бар хакай» – опытный, знающий, «бар самха» – авторитетный. Отсюда ключем к пониманию названия «Барсилия» может стать уже известное нам сообщение Михаила Сирийского о том, что Алания и Барсилия – это разные имена одной и той же страны: имеется ввиду её расположение. Известно, что Алания – преимущественно горная страна, характерными пейзажами которой являются скалы; один из горных хребтов Алании так и называется: Скалистый. «Бар села» и на арамейском, и на иврите имеет одинаковое значение: скалистый. Так что Барсилия – это наиболее древнее название той местности, которая впоследствии стала территорий проживания алан.

Интересно, что женское имя Барсела до недавнего времени встречалось среди евреев-ашкеназов. А в Израиле и в настоящее время существует фамилия Бар Села.

5

Поскольку в истории нет аксиом и теорем, а только гипотезы и версии, то в этой науке касательно исторических явлений и событий огромное значение имеет понятие «официальная версия». Это та, которая заложена в учебные программы школ и прочих учебных заведений и которая так или иначе основана на амбициях того народа, в чьём ведении таковые заведения находятся. Добавим, что соответствующие научные организации призваны эту официальную версию поддерживать и закреплять в сознании масс. В качестве доходчивого примера приведём версию норманского происхождения руси. Давно доказано, что летописный рассказ о призвании варяг-русов не отражает действительности даже потому, что исторические источники ни разу не упоминают о североевропейском народе русь, но знают о руси, обитавшей в Северном Причерноморье.

Это к тому, что народы Кавказа считаются яфетидами – такова офицальнаая версия, хотя факты и историческая логика свидетельствуют о принадлежности их в далёком прошлом к семитам, но вряд ли эта версия когда-либо станет официальной.

И тем не менее имеется доказательство тому, что аланы сами себя именовали также и барсилами. Достоверно известно, что в начале V века аланы в союзе с вандалами и свевами прошли с боями всю Европу с востока на запад и основали на иверийском полуострове своё королевство – Каталония (Кат-Алания) со столицей Барселона и, наверное, схожесть топонимов Барселона и Барсилия нельзя считать случайной.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Михаил Сирийский (Сириец)автор «Хроники»(12в.),в составе которой сохранились фрагменты ныне утерянных сочинений.

2 А.А. Казиханова (Гусейнова). «Этапы расселения тюркоязычных народов на территории приморского Дагестана в раннесредневековую эпоху».

3 род, племя — единица организации вайнахских народов (чеченцев, ингушей, бацбийцев).

4 Краткая еврейская энциклопедия.Иерусалим.Т.4.с.426.

5 Н.Мкртчян.Семитские языки и армянский.Ереван.2005

6 Церетели М. Нация и человечество. Тбилиси, 1910, с. 229—232

7 Википедия