Мадина КАРЯЕВА. Он не просто увлекательный рассказчик, но и философ

Жизнь складывается из встреч… Встречая рассветы, книги, людей, мы как-то по-особому чувствуем, что все это не случайно… Есть версия, что мы друг друга притягиваем, чтобы что-то подарить, чему-то научить, порадовать, обменяться чем-то отличным от другого, но очень ценным и важным…

Мне повезло, я давно нахожусь в среде, где часто встречаю неординарных, талантливых людей, и только недавно осознала, что нахожусь в эпицентре культурного слоя Осетии, который формируется много веков.

С творчеством Вадима Пухаева впервые встретилась на защите дипломных работ первого выпуска факультета искусств СОГУ им. К.Л. Хетагурова, где я увидела сложную композицию, в которой каждый фрагмент раскрывал передо мной глубины подсознания и образного мышления автора.

Как написала о нем прекрасный искусствовед, уважаемый мною и многими студентами педагог Марина Алексеевна Перова: «Его дипломная работа, как и многие дипломные композиции его однокурсников, отличалась не только достаточно зрелым для начинающего профессионального живописца художественным уровнем и серьезностью темы, но и индивидуальным характером образного мышления. Вадим Пухаев не побоялся взять один из самых сложных сюжетов – «Царство Барастыра», в визуальной концепции которого объединил мотивы осетинского фольклора и нартовского эпоса, а сам принцип живописного воплощения построил на основе великолепного знания композиционного языка нидерландского Возрождения. Используя обозначенный Брехтом принцип эффекта «отчуждения», он подробно, убедительно и в то же время отстраненно показал обитателей мистического пространства. Среди них нет главных героев. Их занятия кажутся абсурдными для непосвященного зрителя, но легко прочитываются знатоком эпоса, который сразу распознает подспудную тему философского путешествия, совершаемого вместе с нартом Сосланом (Созрыко). Уже в дипломной работе обозначилась одна из главных особенностей творчества Вадима Пухаева: он не просто увлекательный рассказчик, но и философ, который предлагает современнику еще раз поразмыслить о своем времени и сделать собственные, а не навязанные художником выводы. Кроме того, обращаясь к многофигурной композиции и давая волю повествованию, увлеченно конкретизируя отдельные образы, он, как правило, не забывает при этом о композиционной цельности».

Мое желание так подробно цитировать М. Перову обусловлено актуальностью и значимостью ее исследований в области теории искусства Осетии, где каждое слово профессионально и этически выверено и аргументировано непременно в пользу художника. Тем более, что именно творчество Вадима ярко демонстрирует великолепное знание истории мировой культуры, чьей непосредственной заслугой явилось мудрое наставничество М.А. Перовой.

После окончания учебы художник ищет не только новые темы и жанры, но и осваивает новые возможности языка живописи. В произведениях меняется колорит, появляется ирония и некоторая недосказанность.

«Праздник Святого Георгия», «Корабль глупцов», «Мельница», «Ноша», «Возвращение» – полотна, в которых сюжеты иносказательны, многослойны по символике прочтения образов. Большая часть и сюжетов, и образов сюрреалистичны и демонстрируют особую симпатию автора к творчеству Иеронима Босха. Автор вовлекает зрителя в некое театральное пространство, где легко можно отождествиться с героями и прожить эти образы по-своему, ничуть не изменяя общего контекста сценария.

Его персонажи могут легко напомнить нам сегодня некоторых современников, чьи психологические портреты только доказывают сверхзадачу искусства – отражать каждую эпоху вне времени. Зная Вадима, его философию жизни, осознаю, что в создании картины он больше полагается на свою наблюдательность и интуицию, бес-спорно, очень крепко опирающиеся на классические, базовые законы изобразительного искусства.

«В своих произведениях художник может быть увлекательным рассказчиком, сочетая юмор с мудростью в реминисценциях Северного Ренессанса, наложенных на уникальный пласт осетин-ского фольклора и мифологии… Печальный философ, который уме-ет взглянуть сверху на вселенские колебания бытия и почувствовать пелену истории, неожиданно обнаруживая образы собственных переживаний, соседствующих с ликами времени», – в очередной раз очень тонко замечает М. Перова.

Понимание сути вещей, внутреннего мира человека, древних эпох, своего времени Вадим отразил в полной мере в полотне «Сфинкс». Одна из многочисленных его работ, которая меня увлекла в мир истории, мистики, где больше вопросов, нежели ответов. Ответы найдутся сами, если заглянуть вглубь себя каждому зрителю, как это сделал художник, облачившийся в неоднозначный образ сфинкса с хвостом неизвестного водоплавающего. На мой взгляд, самой непростой задачей, с которой легко справляется Пухаев, умение синтезировать в одном образе несколько символов, при этом сохранив целостность изначального замысла.

Александр Боровский, заведующий отделом новейших течений Русского музея, отмечает: «Вадим Пухаев заявил о себе как живописец-фигуративист с хорошим изобразительным драйвом: умеет строить многофигурные композиции, убедительно «держит ритм». Судя по его ранним произведениям, находился под обаянием искусства Северного Возрождения. Пухаев успел отработать формы притчи и жанровой сцены, адаптировав их к местной почве (в буквальном, этнографическом и этнокультурном смысле). Он ищет разные жанровые формы, не чужд стилизации в национальном духе. Многообещающим видится мне полотно «Сарматская конница»: минимум стилизации, динамика больших живописных масс. В этом произведении есть энергия и напор, заставляющие забыть о ретроспективизме и вызывающие в памяти ассоциации с драматизмом текущего дня».

Сам художник четко обозначает свою творческую позицию: «Я пишу на психологические и философские темы. Зачастую мои картины – ирония над некоторыми сторонами человеческой природы. Даже самоирония. Но я подшучиваю по-доброму. Зло насмехаться не хочу. А зачем? Если человек что-то делает не так, он сам от этого пострадает. Но основной мой язык общения со зрителем – символы».

Умение мыслить через символы, пожалуй, наиболее близкое понимание творческого пути Пухаева. Не случаен в этой связи интерес Вадима к японской культуре, своими художественными построениями так близкой его мироощущению: «Япония – это высокая эстетика во всем. Например, самурай в древние времена был одновременно и поэтом, и живописцем… Ярче всего философия японцев проявляется в Хокку. Несколько строчек с глубочайшим смыслом. И размышлять над ним можно бесконечно. А картины – это тоже Хокку. Каждый видит в произведении художника то, что ему ближе. Поэтому никогда нельзя спросить: «О чем эта картина?» Так же как нельзя дать на это ответ».

В продолжении новых встреч с Вадимом мне довелось испытать удовольствие от созерцания нового этапа в его творчестве, где все его увлечения восточными единоборствами, искренним, неподдельным доверием Высшим законам мироздания, оттачиванием мастерства художника, проявилось в произведениях иной наполненности и глубины.

Особое внимание, на мой взгляд, заслуживают работы «новой волны» – «Молитва», «Композиция с перчатками» («Мизансцена»). Вот пример того, как можно доносить сложные смыслы до зрителя через вербальный язык искусства – цвет, образы.

«Молитва» изливает на нас теплейшие энергии через множество оттенков красного и желтого, завораживает своей сакральностью момента, в котором нет подробных деталей, а есть целостность диалога Человека и Бога, проявленного через мягкий эфир Света. Для меня это пример довольно зрелого понимания Бытия в целом и естественного желания уединения, умения черпать силы в самом себе и в Боге.

В «Композиции с перчатками» («Мизансцена»). вроде о том же, да вот с другого ракурса… Главными персонажами оказываются кисти рук в перчатках, как будто шествующих по поверхности частично показанного Креста. По вбитому гвоздю с кровью и инициалам с другой стороны, ясно, что на нем был распят Христос. Пять рук в совершенно разных перчатках – это справа перчатки рыцаря и вельможи, а за ними будто прячется кисть без перчатки, слева отдельно две руки напоминают женские – в перчатках красного и белого цвета. Невероятное сочетание символов в работе, где один не интересен без другого. Перчатки, например, во многих государствах могли носиться знатными людьми, военными, дамами высшего света, демонстрируя социальную иерархию в обществе. Цвет как одна из важных составляющих работ Пухаева, здесь также очень символичен, особенно белый (символ чистоты либо аристократизма, высокой духовности) и красный (крови, страсти, жизни и т.п.). Опять перед зрителем возникают вопросы о Вечных смыслах жизни и «безответном» контексте их прочтения. Вновь автор предлагает нам самим найти ответы и скорее всего в самих себе…

Несомненно, основное место в профессиональной деятельности В. Пухаева занимает станковая живопись. Вместе с тем, он успешно занимается и веб-дизайном, являясь одним из лучших графических дизайнеров, работающих в Осетии. Он один из первых в Осетии создал сайт, посвященный культуре Осетии «Арв-Арт», который стал одним из победителей конкурса на лучшую домашнюю страницу рунета, объявленного столичным журналом «Домашний компьютер». Художник занимается активной выставочной деятельностью как в России, так и зарубежом. Его работы были неоднократно отмечены наградами Российской Академии художеств, различных европейских сообществ культуры и искусства.

Вадим Пухаев в содружестве с председателем СХ РСО-Алания Таймуразом Маргиевым является инициатором создания, а в дальнейшем и главным редактором журнала Союза художников РСО-Алания «Национальный колорит», который является уникальным изданием на Юге России.

Значимым явлением расширения границ осетинской изобразительной культуры стал его выставочный проект «Аланские параллели», посвященный алано-ясским культурным связям. Организованная им выставка прошла в центральной галерее Будапешта «Форраш» в 2012 году и представила творчество таких известных осетинских художников как Ш. Бедоев, О. Басаев, Ю. Абисалов, А. Есенов, В. Айларов, Р. Каркусов, А. Абаев. Выставка, которую открывал министр обороны Венгрии, яс по происхождению Чаба Хенде, имела широкий резонанс в культурной жизни Венгрии. Результатом стали также договоренности организатора о выставках в Российском центре науки и культуры Буда-пешта и ясском городе Ясберене на следующий год, которые были успешно реализованы совместно с руководителем Международной некоммерческой Ассоциации «Renaissance Sandidzan» председателем координационного совета соотечественников в Бельгии Родионом Пухаевым. Этот проект имел продолжение в ответной выставке венгерской галереи «Форраш» «Аланы. Ясы. Осетины» в Худо-жественном музее имени М.С. Туганова во Владикавказе в 2014 году. Также он неоднократно организовывает выезд творческих групп преподавателей и учащихся Республиканского Лицея искусств г. Владикавказа в Брюссель, Рим, Будапешт, Прагу и т.д.

Большое влияние на формирование творческих взглядов Вадима оказала двухмесячная стажировка в международных мастерских «Ситэ» в Париже в 2014 году. «Для развития мировоззрения художника необходимо иметь возможность обогащать свой твор-ческий опыт, вдохновляясь памятниками мировой культуры»– считает художник.

Уверена, Вадим и сегодня полон новых собственных творческих идей и проектов дальнейшего продвижения осетинского искусства. Без сомнения, в разных уголках Земли ценители Прекрасного ждут незабываемых встреч с такими личностями, как он, и нашей уникальной культурой.