От редакции. Виктор Цаллагов

Виктор Цаллагов – один из самых своеобразных и интересных современных осетинских художников. Его произведения узнаваемы и любимы как в профессиональной художественной среде, так и среди многочисленных почитателей его таланта.
Творчество его всегда задевает за живое, бередит душу, наводит на размышления, вызывая ностальгию по ушедшим временам, образам, людям. Это метафорично, красочно, с абсолютным ощущением атмосферы времени, очень личным настроением, которое передается каждому зрителю, вовлекая его в удивительный мир героев-нартов, «теней забытых предков», библейских персонажей. Мир, где звучат мелодии городских кварталов старого Владикавказа, ночного Амстердама, омытого дождем, Парижа, завораживающего магией и величием своих улиц…
«…У каждого художника… бывает свое время, когда он наиболее нужен, понятен, а, может быть необходим. Вот и Виктор Цаллагов вошел в свой временной период, – пишет искусствовед Зара Газданова. – Поражает его врожденное чувство цвета, тона, умение создавать буквально осязаемую среду, то мягкую, влажную, то окутанную волшебной дымкой, то вдруг жесткую, острую с почти чеканными ритмами, но всегда ощутимо живописную…
Художник считает, что доверять надо прежде всего самому себе, не исключая, естественно, глубокого изучения мирового наследия: искусства, религии, философии, истории и культуры своего народа… Как и любому художнику-осетину, ему хочется внести свой вклад в осетинское искусство».
Живопись его очень разная, то нежно-камерная, то мощно-монументальная, то строго реалистичная или вызывающе красивая абстрактная…
«Многие работы В. Цаллагова каким-то образом группируются, хотя и не пишутся первоначально сериями. К той или иной теме он обращается по мере внутренней необходимости, что-то добавляет, при этом придерживаясь обязательного единого стилевого решения… Так создавалась серия, посвященная нартовскому эпосу, соединившая в себе лирическое и героизированное начала: монументальное величие небесного кузнеца «Курдалагона» и лирическая нежность «Ацамаза» соседствуют с изысканно- напряженными ритмами в «Играх нартов» и «Дочери Давгавсаров», ироничным юмором «Мудрости веков», небесной поэтичностью и одновременно величественностью образа «Афсати», увлекающей динамикой «Амазонок». Мифологические, но в то же время по- человечески притягательные герои, реальность и близость которых достигается за счет осознанного наделения героев современными чертами и образным смыслом».
Уделяя большое внимание станковой живописи, Виктор Цаллагов, известен в Осетии и как художник-монументалист. Именно в качестве монументалиста он был удостоен Государственной премии Правительства Российской Федерации как один из создателей мозаичной панорамы Стены памяти владикавказского Мемориала Славы (2004-2005).
Виктор Цаллагов – один из тех, кто работал над реставрацией монументальных росписей алагирского собора Вознесения Господня (1999-2000), эскизами росписи собора Георгия Победоносца во Владикавказе (2003), росписями церквей Аланского Богоявленского женского монастыря (2007-2008) и Владикавказской исправительно-трудовой колонии (2005), участвовал в работе над стенописью «Старый Владикавказ» (2002) в городском сквере.
«Наверное, у счастья художника простая формула: творить и выставляться. Тратить жизнь впустую – не для меня, – считает Виктор Цаллагов, – работа живописца – не только творчество, но еще и постоянный поиск, работа над собой. Художник творит, прежде всего, для своего зрителя, способного оценить, понять и вдохновить».