Элина АГУЗАРОВА. ТИПОЛОГИЯ ДВОЙНИЧЕСТВА В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТПУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

Проблема двойственности мира и сознания всегда находилась в центре внимания. Начиная с дуалистических мифов, где человек старался отразить модель бинарного мышления и восприятия природы, интерес к двойственности развивался, получив широкое распространение в эпоху романтизма. Литература эпохи романтизма оказала значительное влияние на русских классиков, в том числе и на Ф. М. Достоевского. Его творчество выросло из романтической традиции, в которую автор вкладывал совершенно новаторские элементы.

Раздвоение личности для писателей-романтиков являлось пищей для философских размышлений о себе как личности. Мотив двойничества наиболее активно использовался романтиками, так как один из основных принципов романтизма основан на концепции двоемирия.

Стоит отметить, что данный феномен в большей степени проявляется в нестабильный, поворотный период культурно-исторического развития, который является результатом общей неустойчивости и кризиса общественного сознания всех слоев населения. На границе XIX-XX веков для России наступил тот самый переломный момент. Мотив двойничества, свойственный русской ментальной культуре, в это время обострился.

Феномен двойничества имел большое значение для Ф. М. Достоевского. В раннем своем творчестве автор противопоставил человека окружающей действительности, которая пытается изменить и сломать его, негативно влияет на его духовный мир. Достоевский показывает последствия такого влияния: герой замыкается в себе, становится неуверенным, отчужденным, погружается в мечты и живет в своем внутреннем мире. Человеческий разум стремится к постижению высших знаний и чувств, но реальный мир развращает человека, раскрывая потаенные грани его личности.

В раннем периоде творчества Достоевского романтическая направленность выражается в образе «мечтателя». При этом амбиция «маленького человека» ранних произведений Достоевского приводит первого к желанию отторгнуть общество и сосредоточиться на себе самом, на своем внутреннем содержании. Но содержание оказывается глубоко пораженным тленом, отравленным; оно страшнее, чем самая отъявленная несправедливость внешнего мира. Макар Девушкин превращается в Голядкина; Мечтатель в своей оторванности от людей – в подпольного человека.

К проблеме двойничества писатель обращался на протяжении всего своего творческого пути. Этот прием можно обнаружить практически в каждом произведении Ф. М. Достоевского. Он может наблюдаться в сопоставлении двух тождественных героев или «воссоздании» бреда человека, чей разум находится во временном помутнении, а возможно, и под влиянием явного психического расстройства. Мнение героя о самом себе оказывается ошибочным, и пониманию этого способствует контакт с образом двойника, воплощением себя в «другом». Явление двойничества – некий переход от романтизма к реализму.

М. М. Бахтин, обратившись к теме двойничества у Ф. М. Достоевского, отмечает, что именно пародирующие двойники стали довольно частым явлением в работах автора: ведущие герои романов Достоевского имеют несколько двойников, по-разному их пародирующих. Пародийные карнавальные двойники Родиона Раскольникова – Свидригайлов, Лужин, Лебезятников. В каждом двойнике герой умирает, чтобы обновиться. Но нужно сказать, что не у всех героев получается через двойника очиститься.

В своей кандидатской диссертации Ким Юн Кюн выделяет три типа двойников по форме бытийности и онтологии: двойник как самодостаточный в бытийной сфере персонаж, реализуемый только в авторском сознании (в сюжетном плане как композиционное составляющее); двойник как чисто литературное явление; двойник как продукт психической болезни. Условно автор именует их: «мифотворческим», «литературным» и «психопатологическим» двойниками.

Ф. В. Макаричев рассматривает идеологических двойников в произведениях Достоевского и видит осуществление двойничества по линиям: идеологии, личностных качеств (психологическое двойничество), социальной (социально-психологической и т.д.) составляющей; возможен и синтетический характер.

Двойничество всегда обозначается наличием каких-либо точек соприкосновения, общих черт и качеств личности. Эти общие черты до определенного момента повествования скрыты от сознания самих героев. Полного дублирования не происходит.

В романе «Преступление и наказание» мы можем обнаружить множество «двойников». Уже на первых страницах романа появляется тема двойничества.

Ф. В. Макаричев выделяет сцену, в которой Раскольников подслушал разговор офицера и студента. «Конечно, последних можно назвать двойниками Раскольникова лишь условно, но они являются олицетворением борющихся в самом Раскольникове “голосов”». Разговор двух собеседников – это внутренние размышления Родиона, которые звучат из уст других героев. Раскольников – студент, чьим кумиром является Наполеон, поэтому тот факт, что в диалоге принимают участие студент и офицер, не кажется случайным. «Этот ничтожный, трактирный разговор имел чрезвычайное на него влияние при дальнейшем развитии дела, как будто действительно было какое-то предопределение, указание…». Этот диалог Раскольников воспринял как сигнал к действию.

В образе Родиона уживаются «человек» и «убийца», один стремится спасать униженных и оскорбленных людей, другой цинично анализирует поступки первого. Это является одной из причин конфликта в душе Раскольникова, который показан не только с помощью изображения его внутренних переживаний, резко сменяющих друг друга мыслей и противоречивых действий. Когда он видит в героях, к которым испытывает явное отвращение, черты, свойственные ему самому, слышит из их уст слова, которые когда-то произносил сам, к нему постепенно приходит понимание, что идея, поглотившая его, порождает лишь мерзость и безразличие. Система художественных образов двойников в произведении Достоевского «Преступление и наказание» необычайно сложна. Мы рассмотрим трех двойников Родиона Раскольникова: Свидригайлова, Лужина, Лебезятникова. При этом многие второстепенные герои романа также могут считаться его двойниками.

Аркадий Иванович Свидригайлов резко отличается от всех остальных персонажей, в то же время он больше всех похож на Раскольникова, хотя ярко ему противопоставлен. Показательно отношение Родиона к Свидригайлову. При первой их физической встрече (до этого Раскольников знал о Свидригайлове из писем) Родион решил, что увидел призрака, а не живого человека. Он не скрывает ненависть, направленную на обидчика Дуни. При этом он боится его. Почему? Потому что Раскольников не в силах до конца осмыслить ту невероятную силу, которая влечет его к Свидригайлову. В нем герой видит свой конец, исход, но не прислушивается к предостережению. Аркадий Иванович будто прошел уже тот путь, на котором сейчас стоит Родион. Помимо общей идеи их сближает одиночество, внутренняя отстраненность от действительности. Они схожи в своей оторванности от социума, общение с близкими людьми не приносит им радости, а только вызывает непонимание, гнев. Они оба дают деньги семейству Мармеладовых, один на похороны отца семейства – Семена Захаровича, другой на похороны вдовы – Катерины Ивановны. Их обоих подозревают в преступлениях. И если о преступлении Родиона мы точно знаем, то Аркадий Свидригайлов – тайна, мы не можем определенно сказать, что он совершил. В черновиках к роману «Преступление и наказание» Федор Михайлович пишет: «Главное – Свидригайлов знает за собой таинственные ужасы, которых никому не рассказывает, но в которых проговаривается фактами: этих судорожных, звериных потребностей терзать и убивать. Холодно страстен. Зверь. Тигр».

Сходны способы их изображения в романе, только эти два героя видят сны. Раскольникову во сне приходит Алена Ивановна, а Свидригайлов видит изнасилованную им девушку, которая после покончила с собой. Важная общая черта этих героев – они оба крайне не любят Лужина, они не хотят видеть Дуню его женой, при этом оба являются виновниками появления идеи об этой свадьбе.

Свидригайлов принадлежит к так называемому «хищному типу»: он испытал в жизни все, чего только просила его «широкая душа». Праздный и развратный человек, он впал в апатию и скуку, шаг за шагом приближающую его к гибели. Он называет Раскольникова Шиллером, идеалистом, чье отчаяние – лишь временное помутнение. Несмотря на это, Свидригайлов вполне справедливо рассматривается как двойник Родиона. Аркадий Иванович видит их схожесть, говорит, что они «одного поля ягоды». Главный герой признать данный факт не готов. Этот двойник развенчивает собой «мечтателя» Раскольникова.

Стоит сказать, что именно Свидригайлов совершает едва ли не самое лучшее, что происходит в романе. Многое в произведении делается ради детей семьи Мармеладовых. Усилия Сони и Катерины Ивановны тщетны. Свидригайлов же устраивает детей в пансион, оставляет им деньги, благодаря которым после окончания пансиона они смогут жить какое-то время независимо. Аркадий Иванович освобождает от ужасной перспективы будущей жизни этих детей, дает им шанс. Именно Свидригайлов оставляет деньги Соне, чтобы она поехала вслед за Родионом. Если бы Соня не последовала за ним на каторгу, то не встало бы вопроса о «воскресении» главного героя. «Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого». Оба события являются чудом, но это чудо сотворено не руками доброго, святого человека, а руками грешника и не из соображений любви к человечеству.

Тем не менее самого Свидригайлова это не спасает. Для Раскольникова, как и для многих других персонажей, раскаяние оказывается путем к освобождению от греха и к спасению. Рядом с Раскольниковым оказывается Соня, ее любовь спасительна, а Свидригайлов не получает любви, Дуня отвергает его. Оттого и исход у них разный: «прозревшему» Раскольникову дана возможность духовно переродиться, Свидригайлов же кончает с собой. Это единственный возможный путь развития, который видит Достоевский для таких личностей, спасение их заключается в рождении чувства общности с другими людьми.

Уже в «Преступлении и наказании» главный герой видит себя (точнее, свою идею, явленную в другом персонаже) не в одном, а в нескольких двойниках-отражениях.

Другой двойник Родиона Раскольникова – Петр Петрович Лужин. Идейное двойничество Лужина и Раскольникова наблюдается в том, что романтические мечты Раскольникова о себе как о деятеле находят реальное воплощение в личности отвратительного для него Лужина. Общая черта Раскольникова и Лужина – это их склонность к созданию «головных» идей, согласно которым можно оправдать преступление. «Наполеоновская теория» Родиона, как в кривом зеркале, отражается в размышлениях Петра Петровича Лужина. Оба героя обладают внешней привлекательностью, гордыней и высокомерием, смотрят на людей свысока. Они оба находят жертву для достижения цели, обосновывая свой выбор теоретически.

Так же, как и Раскольников, Лужин создает различные теории. Например, «теорию жен» о том, что жениться нужно на девушке из хорошей семьи, честной, скромной, но главное – бедной и униженной, тогда муж будет в ее глазах спасителем. Если бы Дуня вышла замуж за Лужина, она стала бы его вечной рабой.

Вторая теория Лужина – «теория целого кафтана». Интересно, что даже эта идея полностью ему не принадлежит. Она перекликается и связана с мыслями нигилиста Лебезятникова. «Если мне, например, до сих пор говорили: «возлюби», и я возлюблял, то что из того выходило?…выходило то, что я рвал кафтан пополам, делился с ближним, и оба мы оставались наполовину голы, по русской пословице: “Пойдешь за несколькими зайцами разом и ни одного не достигнешь”», – заявляет Лужин. Он считает, что по-научному будет «возлюбить себя». Петр Петрович коверкает знаменитую русскую пословицу «за двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь», как будто ее произнес иностранец. Этим Достоевский подчеркнул чуждость идей Лужина русскому сознанию.

В романе Лужин и Раскольников противопоставляются особенным образом. Лужин – надворный советник, деловой человек (воплощает собой деловую пошлость, продажность и жестокость), циник и наглец, склонен к аферам, не лишен нарциссизма. Различно и их отношение к семейству Мармеладовых. Родион стремится помочь семье и оставляет им последние деньги, Петр Петрович тоже «дает» дочери Мармеладова сто рублей, правда, для того, чтобы инсценировать их кражу (ради своих гадких целей, так как считает, что падшая Соня все равно рано или поздно украдет). При этом о себе он говорит, что является не только «врагом всех предрассудков», а разделяет новые убеждения, заискивает с революционной молодежью, по сути, чуждой ему. Лужина, как и Свидригайлова, можно отнести к категории «хищных» типов, для них не существует никаких моральных норм, они не испытывают угрызений совести (Аркадий Иванович является более сложным вариантом этого типа).

В Лужине, как в «грязной луже», отражается теория Раскольникова. Родион заранее знал, что вслед за его преступлением последуют муки, которых он не выдержит. Ненависть к Лужину – это в какой-то степени ненависть Раскольникова к себе самому. Борясь с Петром Петровичем, Родион борется с явленной его образом частью своей души.

Образ Андрея Семеновича Лебезятникова является своеобразной карикатурой, пародией на нигилизм. Он часто употребляет слово «протест». В диалоге с Лужиным он жалуется на то, что у него нет родителей. Интерес вызывает причина этой жалобы. Она кроется не в страданиях сироты, а в стремлении «огреть протестом» родителей. Лебезятников считает, что преступления как такового не существует, оно возникает лишь от несправедливости социального устройства, и, если ликвидировать эту несправедливость, преступлений не будет вовсе. Из уст Андрея Семеновича звучит важная для романа идея: преступление может и не быть преступлением.

Если Родион Раскольников имеет собственную теорию, которая затмевает его разум, то Лебезятников считает себя представителем прогрессистов. Он, как и главный герой, который был уверен в своей теории о «тварях дрожащих» и «право имеющих», уверен: все то, во что он верует, действительно истинно. Лебезятников – пародия на увлеченность Раскольникова появившимися идеями. И если Лебезятников из-за непонимания тех идей, которые он пропагандирует, не опасен, то Раскольников начинает проверять теорию на практике.

Лебезятников кажется смешным и глупым, хотя его натуре свойственно и благородство. Лужин предлагает Андрею Семеновичу воспользоваться Сонечкой, купив ее любовь, но тот решительно отказывается, так как считает это неправильным. Как и Раскольников, он имеет представления о нравственности и морали, преступить которые он не считает возможным. Это отличает его от представленных выше «хищников». Лебезятников готов в любую минуту поверить в человеческую доброту. Сначала он даже в Лужине видит наставника и благодетеля, воспринимает его как честного человека. Именно поэтому, когда Лебезятников видит, что Петр Петрович во время поминок незаметно положил в карман Сонечки сто рублей, он истолковывает для себя этот поступок как проявление добродетели: «Вы желали избегнуть благодарности, я видел!… да, мне это нравится!». Андрея Семеновича радует желание одного человека поддержать в трудную минуту другого. Таким образом он развивает свою теорию «разумной нигилистической нравственности».

Лебезятников в сцене разоблачения Лужина отходит от роли простака и вызывает у читателя симпатию, сочувствие и понимание. Катерина Ивановна благодарит его, называя очень ласковыми словами – «голубчиком», «батюшкой». Далее мы видим, как его тревожит затея обезумившей от горя и страданий матери выставить на посмешище маленьких детей, он прикладывает все возможные усилия, чтобы предотвратить неминуемую драму. Борьба темных и светлых сил в душе Лебезятникова так же, как и в душе Раскольникова, не может прийти к разрешению.

Таким образом, с помощью двойников Достоевский разоблачает любые антигуманистические идеи и теории, рожденные зачастую самим несправедливым и жестоким миром. Представления Свидригайлова о том, что каждый, кто хочет совершить преступление, может его совершить, представления Лужина о превосходстве и вседозволенности богатого человека, представления Лебезятникова, что все сводится к социальным вопросам, – являются упрощенными, но в действительности мало чем отличающимися от теории Раскольникова идеями. Родион Романович возрождается, ему дан шанс спасти свою душу и начать новую жизнь. Двойникам Раскольникова такой возможности не предоставляется, им суждено погибнуть физически или духовно.

В силу того, что в центре произведений писателя стоит столкновение вечных идей, они остаются такими актуальными. Ф. М. Достоевский углубляет психологизм изображения внутреннего раскола личности в творчестве романтиков и показывает переживания «раздвоившейся» личности в социально-нравственном плане.