Хасан ЧШИЕВ Некрополь у святилища Дамбадели / Мады Майрам – новый памятник эпохи раннего средневековья в Мамисонском ущелье РСО-Алания

Некрополь у святилища Дамбадели / Мады Майрам находится в высокогорной части РСО-Алания, в Мамисонском ущелье. Материалы этого некрополя, расположенного вблизи от Мамисонского перевала – на одной из «веток» древнего и средневекового Шелкового пути, представляют большой интерес для изучения как древней и средневековой истории Осетии-Иристона, так и Кавказа в целом, а также важны для накопления репрезентативных данных по развитию туристического кластера РСО-Алания. Памятник выявлен нашей экспедицией в результате подготовительных работ по созданию Всесезонного туристического комплекса «Мамисон» в 2019 г. В 2022 г., также в рамках подготовки к строительству инфраструктуры для горнолыжного Всесезонного туристско-рекреационного комплекса «Мамисон», нашей экспедицией были проведены уже охранно-спасательные археологические раскопки на части этого некрополя на площади около 1000 кв. м.

Данный грунтовый могильник располагается вокруг святилища Дамбадели / Мады Майрам на окраине селения Камсхо. Обряд захоронения могильника представляет собой, за небольшим исключением, вытянутые на спине погребения, ориентированные головой на юго-запад. В нескольких случаях зафиксированы захоронения с подогнутыми ногами, с завалом на сторону. Руки погребенных вытянуты вдоль тела или сложены кистями вместе в области паха. Как правило, захоронения взрослых людей произведены в прямоугольных «ящиках», сооруженных из широких и толстых деревянных плах с распорками в середине и на торцах. В детских захоронениях остатки деревянных плах встречаются редко. В основном погребения обложены валунами, в нескольких случаях зафиксировано перекрытие погребений уплощенными сланцевыми плитами. Многие захоронения потревожены или разрушены вследствие позднейших перекопов.

Одним из интересных особенностей этого некрополя является огневой ритуал, прослеживаемый в ряде случаев. Выражался он в присутствии в верхней части засыпи погребальной ямы древесных угольков, а также в обугливании верхней части (крышки) деревянной гробовины. Первоначально мы предположили, что это явление могло быть связано с пожаром, стихийным или искусственным, произошедшем здесь в результате каких-то исторических событий. Однако наличие данного факта на разных участках могильника, а также отсутствие обугливания в верхних пластах почвы над захоронениями вынудило нас отказаться от этого предположения. Единственное объяснение данного явления это то, что здесь мы имеем дело с одним из элементов погребального обряда, т. е. с огневым ритуалом, который заключался в разведении небольшого костра на верхней крышке погребального ящика или в некоторых случаях на каменном перекрытии погребения перед засыпкой погребальной ямы.

Еще одним примечательным элементом обрядности является наличие как минимум в трех захоронениях рассматриваемого памятника колец от кольчуги. В трех мужских захоронениях могильника были зафиксированы железные кольца кольчуги – по одному кольцу в каждом погребении. На современном уровне исследования можно предположить, что эти захоронения принадлежали воинам и таким образом символически обозначался их статус. Христианизированный, как нам представляется, обряд захоронения на этом погребальном памятнике, судя по положению и ориентировке костяков и пр., не предусматривал посвящения оружия, предметов обихода и заупокойной пищи погребенным. Вероятно, таким символическим образом тем не менее подчеркивался военный статус погребаемых и, возможно, их воинские заслуги перед обществом.

Еще один необычный элемент погребальной обрядности был выявлен в погребении № 95. В прямоугольной яме, обложенной камнями, находился ориентированный, как и другие захоронения, головой на юго-запад костяк взрослого человека. Необычность заключалась в том, что погребенный был уложен в вытянутом положении лицом вниз, на животе, руки, судя по их положению, были связаны спереди, а непосредственно на шею был положен большой камень. Эта особенность обряда требует специального изучения в будущем.

Надо отметить и такую черту обрядности на могильнике, как присутствие в погребениях астрагалов – альчиков ягнят. В одном случае, в погребении № 162, где был захоронен молодой мужчина, их было 24 штуки. Один из сотрудников экспедиции
Б. Цопанов метко выразился, оценивая эту находку: «Несом­ненно, здесь захоронен чемпион по игре в хъултӕй хъазт1!» Будзи Цопанов сам в молодости не раз выигрывал до 30–40 альчиков за одну игру. Астрагалы компактно были расположены в ногах погребенного. Вероятно, первоначально они помещались в холщовом мешочке, который со временем истлел. Их положение, а также количество не оставляет никаких сомнений в том, что они использовались для игры и после смерти владельца были положены ему в погребение.

Представляет интерес и ситуация, зафиксированная в погребении № 26, где был захоронен взрослый мужчина, между позвонками спинного отдела которого находился крупный железный наконечник стрелы вытянуто-ромбовидной формы с валиком – упором для древка стрелы и стержневидным черенком.

Отметим и наличие в ряде женских погребений памятника раковин каури, известных в кавказских памятниках и в древности, и в средневековье как украшение и в качестве оберегов (рис. 1: 4).

Многочисленные находки в погребениях могильника бронзовых Т-образных (или крестовидных) фибул с железной иглой (рис. 2) являются, скорее всего, импортом из причерноморских городских центров. Также многочисленны в захоронениях могильника и разнообразные бусы – стеклянные глазчатые нескольких цветов, стеклянные шаровидные с канелированной поверхностью, сердоликовые шаровидные и колесовидные, стеклянные колесовидные, украшенные спиральным узором синего цвета, стеклянные биконической формы и др. (рис. 1, 3). Аналогии значительной части этих бус и вышеописанным фибулам имеются как в Закавказье, Сирии, Причерноморье первой половины 1 тыс. н. э., так и на Северном Кавказе и Предкав­казье. Примечательно и нахождение аналогий им в раннеаланских катакомбах Северного Кавказа [1 – с. 55, рис. 40; 2 – с. 81, рис. 56; с. 82, рис. 58б; 5 – с. 261, рис. 15; с. 330, рис. 81; с. 331, рис. 82; с. 332, рис. 83; 4 – с. 305, рис. 112: 2а; с. 327, рис. 135: 5е; 6 – с. 206, табл. 4; с. 212, табл. 10; 3 – с. 102, рис. 9: 4; с. 104, рис. 11: 1–2].

Судя по достаточно престижным и дорогим украшениям (рис. 4) и аксессуарам одежды, в массе своей импортным, население, оставившее могильник у святилища Дамбадели / Мады Майрам, было достаточно зажиточным. Это не должно вызывать удивления, так как оно контролировало караванную трассу на весьма удобный и популярный в эпоху древности и средневековья транскавказский переход – Мамисонский перевал, ведущий, как отмечалось, в Закавказье, Малую Азию, к Черному морю и т. д. Между тем ни оружия, ни заупокойной пищи, ни жертвенных животных, типичных, к примеру, для северокавказского населения той эпохи и в том числе для аланских памятников региона, в этом Мамисонском некрополе нет. Строго говоря, почти все находки (за исключением редких случаев, когда в захоронениях имеются личные вещи – два небольших железных ножа и игральные астрагалы) представлены украшениями и атрибутами одежды. Данное обстоятельство позволяет предполагать, что население, оставившее этот могильник, в той или иной степени было христианизировано.

В то же время наличие в погребениях огневого ритуала, помещение в ряде случаев в погребения игральных астрагалов – альчиков, железных ножей, колец от кольчуги, раковин каури может свидетельствовать о сохранении в обществе, оставившем этот интересный памятник, части традиционных дохристианских обрядов, ритуалов, представлений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аракелян Б. Гарни 1 // Археологические раскопки в Армении. № 3. Ереван: Изд-во АН АССР, 1951.

2. Аракелян Б. Гарни 1 // Археологические раскопки в Армении. № 7. Ереван: Изд-во АН АССР, 1957.

3. Дзаттиаты Р. Г. Царциатские памятники: Едысское городище и могильники. Владикавказ, 2006.

4. Малашев В. Ю., Гаджиев М. С., Ильюков Л. С. Страна маскутов в Западном Прикаспии. Курганные могильники Прикаспийского Дагестана III–V вв. н. э. Махачкала: Изд. дом Мавраевъ, 2015.

5. Шестопалова Э. Ю. Древний Дагом. По материалам археологических раскопок Дагомского катакомбного могильника VI–VIII вв. н. э. Владикавказ, 2019.

6. Хайнрих А. Раннесредневековые катакомбные могильники у селений Чми и Кобан (по материалам Венского естественно-исторического музея) // Аланы: История и культура. Вып. 3. / отв. ред. В. Х. Тменов. Владикавказ, 1995.

1 Хъултӕй хъазт – осетинская народная традиционная игра в альчики, бытовавшая до 80-х гг. ХХ в.