Ренат ДЖАНИБЕКОВ. НОТР-ДАМ ГОРИТ. Стихи

ЧЕРКЕССК

Это мой город.

И мал он ровно настолько,

Чтобы о нем не знал ни Габито Маркес,

Ни мой дорогой Амаду,

Ни кто-либо из Льос.

Наверное, и не надо,

Но, как писал Мандельштам,

Это «город, знакомый до слез».

Впрочем, если ударять фамилию Маркес на второй слог,

Она даже рифмуется

С его упрямо прямыми улицами,

С его каштанами после дождя, рассыпанными на тротуаре,

Которые маленький мальчик, проходя,

Не мог обойти и в каждом своем ударе

Представлял себя футболистом,

Преимущественно атакующим хавбеком.

Маленький мальчик с этюдами Черни и Листа.

При этом какие он забивал голы,

Если б вы видели.

Лучшие киперы были бы злы:

Ставь хоть на обе штанги,

Невозможно противиться голу.

А маленький мальчик просто пинал каштаны

По пути в музыкальную школу.

Наверно, поэтому один из моих приятелей —

Тот самый Габито Маркес.

И, будь он жив, я обязательно

Сказал бы ему:

Это —

мой город.

НОТР-ДАМ ГОРИТ

Она живет в поселке под Назранью

Или Магасом. В общем, где-то там.

С пылающим собором Нотр-Дам

Ее соединяет лишь названье

Забытой песни. Помнится, она

Любила хриплый голос Петкуна.

На этом все. И, выражаясь грубо,

Что он Гекубе, что ему Гекуба.

Готический пылающий собор

Дрожит в экране, пламя извергая.

Но вот одна слеза, потом другая,

И все, что тлело в ней до этих пор,

Вдруг вырвалось желаньем, непонятно

Откуда взявшимся, выплакивать стихи.

Они нестройны, скомканы, плохи,

Но на листке они не просто пятна,

Они — горбун в оборванном тряпье,

Звонящий в колокольне без разбору.

И, думая, что плачет по собору,

Она все плачет, плачет по себе.

* * *

Однажды я увидал китайца, идущего мне навстречу,

Он был феерично мал, даже тебе по плечи,

И, несмотря на это, волочил на себе целую гору —

Всякого рода вещи.

Впору бы перегнуться его локтевым,

коленным и бог знает каким суставам,

Но, видимо, прав был сказавший, что в малом

Кроется некое нечто.

Так вот и этот, казалось, вечно

Может идти, идти, идти —

Шагает и не шатается.

И в этот момент я подумал:

Что же за молодцы эти китайцы,

Что же за молодцы эти китайцы.

И, знаешь, я слышал, что их правительство попытается

К двадцать какому-то году

Организовать первое лунное поселение

И провести туда воду.

Наверное, это неправда,

Наверное, это бред,

Но мне бы хотелось верить, что, пусть и не завтра,

Пусть через сто, через двести лет,

Кто-то такой же, как я,

теперь вот шагающий по земле,

шагал бы по лунной пыли,

А позади бы плыли лунные облака,

И он бы наверняка влачил за собой

Подобие лунного плуга,

Чтобы, придя домой,

Просто поцеловать такую же, как и ты,

Чтобы они любили друг друга,

А после, уснув, любовались бы лунными снами,

И между ними не было б той черты,

Той глупой земной черты,

Которая есть меж нами.

* * *

Поезд едет — чух-чух-чух,

Я лежу в кровати,

Слух звериный, чуткий слух

Не дает мне спати.

Гав-гав-гав — у колеса

Призрачной машины,

В поле тявкает лиса,

В небо вьются джинны,

За оградой «кукаре…» —

Рвется петушочек,

И плевать, что на дворе

Ночь темнее ночи.

Все по эту и по ту

Сторону заката

Слышу. Поезд — ту-ту-ту.

Все идет куда-то.

Слышу, как ложится снег

На состав, на крышу,

Рек подледный слышу бег,

Лишь тебя не слышу.

Ни полвздоха, ни шажка,

Ни подгрудных стуков,

И не то чтобы тяжка

Ночь без этих звуков,

Без улыбки на губах,

Без разлета линий.

Едет поезд. Ах, ах, ах.

До чего же

длинный.

* * *

Lingua Latina non penis kanina

(Язык латинский — не хрен собачий).

Мем средневековых студентов

Я был почти безгрешен

К семнадцати годам,

Цветение черешен

Предпочитал плодам.

Я был, как юный месяц,

До неба вознесен,

И тайны гулких лестниц

Не трогали мой сон.

Я плыл, как звезды плыли

Сквозь облаков туман,

Я крохи звездной пыли

Вытряхивал в карман.

И что там было дальше,

Какая круговерть,

Падения, реванши,

Хотел ли помереть,

Все, в общем-то, неважно,

Все, в общем-то, равно,

Когда, отмерив дважды,

Я стал почти говно.

Так пусть же некий скульптор,

Вбивая здесь свой клин,

Нас приобщает к культу

Больших и малых глин.

И славные ребята

Довольно юных лет

Ко мне, как к экспонату,

Придут искать ответ.

И я скажу, не плача,

Вставая, как под плеть,

Что жизнь — не хрен собачий

И не о чем жалеть.