Военно-Осетинская дорога (осет. Уæлладжыры фæндаг) — это историческое название дороги через Главный Кавказский хребет от Алагира до Кутаиси. Ее строительство началось в 1858 году. А спустя три десятка лет, в 1888-м, по ней было открыто колесное движение. Полностью же дорога была введена в эксплуатацию только через десять лет — в 1897 году.
Военно-Осетинская дорога проходит по территории России, Южной Осетии и Грузии: вдоль реки Ардон по Кассару, ущелью Мамисондона и за Мамисонским перевалом вступает в долину реки Риони, по которой тянется до Кутаиси. Ее длина — 275 километров. Путешествия по этому маршруту с удовольствием совершают любители и ценители горных пейзажей. Потому что природа здешних мест живописнейшая.
В минувшем XX веке, как известно, был широко развит туризм. В то время путешественники начинали свой маршрут обычно не от Алагира, а от станции Дарг-Кох, постепенно добираясь до самого высокогорного участка маршрута — Мамисонского перевала (по одним данным — 2819 метров, по другим — 2911 метров). Следует отметить, что в настоящее время дорога утратила свое транспортное значение и эксплуатируется лишь частично.
И вновь обратимся к истокам. Первая геолого-исследовательская разведка местности осуществлялась в начале XIX века. Планировалось соединить Кутаисскую губернию с Терской областью через Мамисонский перевал. С этой целью в 1823 году для обследования местности по приказу генерала Ермолова из Владикавказа командировали инженер-майора Кершина.
Экспедиция завершилась провалом, так как жители селения Тиб, контролировавшие Мамисонский перевал, не допустили на свою территорию ученого. Кершин добрался лишь до Зруга, откуда и сделал первые снимки Наро-Мамисонской котловины.
В том же году для осмотра перевала со стороны реки Рион из города Гори был направлен отряд полковника Попова, который состоял из 25 казаков и двух рот солдат. Благополучно добравшись до перевала, полковник был недружелюбно встречен воинственными жителями селения Тиб, после чего был вынужден ретироваться.
Через год, в 1824-м, для осмотра Мамисонского перевала полковник Попов был направлен вторично. Численность его отряда уже возросла многократно. И на этот раз жители Тиба не только не препятствовали его продвижению, а, напротив, выказали дружелюбие и гостеприимство.
С той поры обследование Мамисонского перевала стало проводиться регулярно. Открытие новой колесной дороги через Главный Кавказский хребет на случай перебоя сообщения по Военно-Грузинской дороге считалось стратегически важным. Генерал Ермолов, граф Паскевич, барон Розен и князь Воронцов уделяли особое внимание данному вопросу.
Князем Барятинским 16 апреля 1858 года был утвержден проект Военно-Осетинской дороги. Первого мая того же года приступили к ее постройке. Пять лет длилось строительство на северном склоне Главного Кавказского хребта. Работы на южном склоне велись еще дольше — до 1888 года.
Военно-Осетинская дорога строилась таким образом, чтобы исключить снежные завалы, которым подвержена Военно-Грузинская дорога. Конфигурация самих отрогов, по которым проложили маршрут, исключает возникновение таких случаев.
Н. Якушевич в своей книге «Военно-Осетинская дорога на Кавказе», изданной в 1814 году, пишет:
«Начинать путешествие удобнее от Дарг-Коха. Даже если кто интересуется Владикавказом, этим маленьким провинциальным городком, замечательным единственным своим городским садом у Терека (так называемый «Трек») и прекрасным видом на горный хребет с Казбеком во главе, даже и в таком случае, думаю я, лучше из Владикавказа по железной дороге вернуться в Дарг-Кох (час, не больше, езды).
Прежде всего пускающемуся в путь по Военно-Осетинской дороге нужно раз и навсегда отбросить решительно всякий страх и твердо поверить, что всякие слухи о разбоях, нападениях и грабежах — пустые и глупые выдумки (в полной безопасности дороги я лично успел убедиться, пройдя ее пешком от начала до конца вдвоем только с товарищем). Почему-то думают, что все осетины сплошь абреки (разбойники). В действительности это милые, очень предупредительные, готовые на всякую услугу люди. На Военно-Осетинской дороге случались, конечно, кражи и грабежи, — где же они не случаются в нашей культурной и спокойной Руси? — но кражи и грабежи так же характерны для этой дороги, как и для всякой другой; при этом за последние годы решительно не помнят случая, чтобы кто-нибудь из экскурсантов подвергся нападению. С этой стороны будьте, во всяком случае, совершенно спокойны. Количество спутников не должно вас смущать: будете ли вы один или вдвоем с женщиной, вы так же спокойно пройдете по Военно-Осетинской дороге, как если бы вас было два десятка хорошо вооруженных людей. Впрочем,
двое-трое людей пройдут даже лучше. Не говоря о том, что группу в 20–25 человек трудно подобрать однохарактерную, вполне дружную, с одинаковыми запросами и равными силами, и в техническом отношении она представляет большие неудобства: дорожные помещения-приюты для ночлега и отдыха очень невелики и с трудом вмещают большие группы. Не менее трудно бывает за неимением большого количества лошадей перевезти сразу много народу. Поэтому предпочтительнее ограничиваться 2–4 спутниками».
Рассмотрим подробнее осетинский участок дороги.
Станция Дарг-Кох
Станция Дарг-Кох (досл. Длинная роща) располагалась в селении Карджин, у южного подножия Кабардино-Сунженского хребта, в междуречье Камбилеевки и Терека.
Населенный пункт был основан в 1830 году жителями сожженного в Дарьяльском ущелье селения Чми. Руководил переселенцами тагаурский старшина Каз-Магомет Дударов по распоряжению генерала Абхазова.
Со станции Дарг-Кох начинали свое путешествие по Военно-
Осетинской дороге туристы, приезжавшие в Осетию на поезде. Там они нанимали конный пассажирский экипаж до Алагира.
Алагир
Алагир (осет. Уæлладжыр — Верхняя Осетия) — город, административный центр одноименного района Северной Осетии. Расположен на реке Ардон у подножия Скалистого хребта. Возник в 1850 году как укрепленное поселение при заводе по выплавке цветных металлов вблизи от Садонского серебросвинцового рудника. До 1863 года именовался станицей Горной. Вблизи от него располагалось осетинское селение Салугардан, основанное в 1781 году. Позднее эти два населенных пункта слились в один, образовав Алагир.
На расстоянии полуверсты от жилого поселка построили Алагирский серебросвинцовый завод, а также проложили дорогу к Садону. Ее строительство было завершено в конце 1852 года, и она положила начало Военно-Осетинской дороге.
На рубеже XIX–XX веков Алагир был центром горнорудной промышленности Северного Кавказа. По сведениям 1899 года, в нем жили около 2 тысяч человек, преимущественно рабочие с Урала, Алтая, из Луганска, а также из Осетии. В Алагире функционировали две церкви, две школы, больница, аптека и почтовое отделение.
Главным архитектурным памятником города является Свято-Вознесенский собор. Он был построен в византийском стиле из трахитового туфа в 1853 году по проекту князя Г. Г. Гагарина. Кладку произвели греческие мастера. Интерьер собора был расписан лишь в 1888–1889 годах осетинским поэтом и художником К. Л. Хетагуровым.
Алагир был преобразован в город 23 апреля 1938 года. В настоящее время в нем проживает около 20 тысяч человек.
Дагом
Дагом — селение, расположенное в Урсдонском ущелье на правом берегу реки Ардон. По одной из версий, название населенного пункта переводится с осетинского как «Дальнее ущелье».
В Средние века Дагом являлся центром Алагирского общества и принадлежал колену Кусагонта. Основателем древнего рода считается Кусаг (осет. къус — чаша). По легенде, отец подарил сыну чашу, отсюда и пошло его имя. Эта история перекликается с нартским эпосом, в котором говорится, как чашу Уацамонга подарили Елтагану из рода Алагата.
Колено Кусагонта владело всем Урсдонским ущельем. Помимо Дагома ему принадлежали селения Урсдон и Донисар. Некоторые представители Кусагонта переехали в другие области Осетии: например, в Дигорию (с. Ахсау) и Урс-Туалта (с. Дзомаг). Главным в колене Кусагонта был род Алагата.
В Дагоме находился главный суд Осетии — Мадизан. В древности это место служило для разрешения споров и примирения кровников. Все фамилии колена Кусагонта пользовались уважением и большим авторитетом, поэтому их старшие были судьями не только на Мадизане, но также приглашались и в другие общества Осетии. Мадизан считался одним из самых справедливых судов на всем Северном Кавказе. Его решения, которые иногда принимались по истечении нескольких недель разбирательств, были обязательными для исполнения и не могли быть оспорены ни одной из сторон. В противном случае нарушители карались смертью.
Если виновника приговаривали к казни, то родственники преступника самостоятельно сбрасывали его в пропасть со скалы Куыдзаппаран (досл. место для сбрасывания собак). Существовала поговорка: «Если дело не решится на дагомском Мадизане, то оно не решится и на том свете!» В том месте, где заседали старейшины, сохранилась большая скамья из камня. На ней восседали судьи.
Колено Кусагонта являлось хранителем свода моральных и этических норм — так называемого закона чести Агдау. В нартском эпосе старшие из рода Алагата также упоминаются в качестве мудрых судей. В их доме собирались самые уважаемые нарты, которые принимали судьбоносные решения.
Колено Кусагонта контролировало въезд в Алагирское ущелье. Охранными функциями занимался род воинов — Цахилта. Также он взимал плату за проезд на заставе «Чырамад»…
В настоящее время обезлюдевшее селение застраивается дачами. В нем сохранились развалины нескольких башен, принадлежавших Агнаевым, Бурдзиевым, Дзагкоевым, Касаевым и Себетовым.
Унал
Унал — селение в Алагирском районе Северной Осетии-Алании, делится на Верхний Унал и Нижний Унал.
Основателем села считают Цаллага, родоначальника фамилии Цаллаговых, который в начале XVII века со своей семьей поселился на правом берегу Ардона между реками Уналдон и Майрамдон.
Селение было небольшое, к 1894 году в нем насчитывалось 42 двора. В горной Осетии оно особенно выделялось своими богатыми фруктовыми садами. Среди достопримечательностей Унала выделяется старинная церковь, расписанная Коста Хетагуровым.
Исследователь А. Бутаев в 1902 году так описал это село: «Унал не безобразное нагромождение камня, именуемое горским аулом, это не аул-крепость, а красивое живописное горное селение, каких мало в здешних горах. Чистые, аккуратные, городской архитектуры дома, местами утопающие в зелени деревьев, попадаются довольно часто. Издали на фоне зеленого склона хребта живописная группа белых унальских домов представляет чудную картину. Уголок так и манит под сень балконов, открытых в сторону ущелья под прохладную тень деревьев… Характерно здесь особенно то, что рядом с домами новейшей архитектуры уцелели и сакли с плоскими крышами, и старинные башни-крепости. На этих строениях можно легко проследить всю историю аула или, по крайней мере, главнейшие моменты его прошлого. Вот высокая четырехугольная башня. В ее могучих стенах не раз укрывались лихие горцы, спасаясь от жестокой мести врагов. Теперь ее участь иная. Жизнь переменилась, и башня запустела. Нет порохового дыма, замолк лязг кинжалов. Везде царят тишина и мирный труд».
Холст
Холст — небольшой населенный пункт на правом берегу реки Ардон в Алагирском районе Северной Осетии-Алании.
В поселке имеется месторождение меди, открытое летом 1896 года. 13 октября 1922 года в Холсте произошло сильное землетрясение, после которого поселок стал пустеть. В настоящее время он совсем обезлюдел.
В Холсте проживали Бекузаровы, Кутаровы, Приевы, Теховы и другие. В поселке сохранились фамильные пирамидальные склепы, представляющие историко-архитектурную ценность.
Мизур
Мизур — населенный пункт в Алагирском районе Северной Осетии-Алании. Расположен по обоим берегам реки Ардон в районе, богатом свинцово-цинковой рудой. Поселение основали в 1829 году бельгийские предприниматели, для того чтобы начать добывать и обрабатывать на Мизурской обогатительной фабрике полезные ископаемые.
На окраине населенного пункта располагались Бадские ворота. Это примечательное архитектурное сооружение было построено генуэзцами в Средние века. К сожалению, в XX веке оно было полностью разрушено.
В 1941 году Мизур был преобразован в поселок городского типа, с 2005-го — это сельский населенный пункт.
Мизур являлся самым длинным по протяженности горным поселком городского типа. С момента основания в нем проживали люди самых разных национальностей, в основном рабочие и члены их семей.
На 2010 год население Мизура составляло 3166 жителей.
Садон
Садон — шахтерский поселок в Алагирском районе Северной Осетии-Алании. Расположен на северном склоне Большого Кавказского хребта, в Садонском ущелье на высоте 1250 метров над уровнем моря, в трех с половиной километрах от Военно-Осетинской дороги и Транскама.
Когда во второй половине XIX века в Российской империи началось строительство железных дорог, потребовалось большое количество металла. Именно тогда стоявшие у власти обратили пристальное внимание на Садонский рудник, который находился в разработке у грека Спиридона Чекалова. Для того чтобы Чекалов продал государству месторождение, его произвели в поручики.
После того как рудник стал собственностью правительства, в 33 верстах от него построили завод. Крепостных рабочих привезли с Урала и Алтая. Среди них было много квалифицированных горных мастеров.
Русские крепостные рабочие стали первыми жителями поселка, основанного во второй половине XIX века. Добываемые ими свинцово-цинковые руды затем поступали на Мизурскую обогатительную фабрику Садонского свинцово-цинкового комбината. В 1886 году Садонский рудник был сдан в аренду бельгийцам, а с приходом советской власти — национализирован.
Во времена промышленного расцвета в поселке проживало около 5 тысяч жителей. На 2005 год население составляло 492 человека.
В 2002 году Садон был практически уничтожен селевыми потоками. Жителей поселка пришлось отселить в другие населенные пункты, однако позже часть из них вернулась в свои дома.
В поселке имелась церковь Святого Владимира, возведенная в середине XIX века.
Ход
Ход — селение, расположенное у подножия южного склона Скалистого хребта на левом берегу реки Ходдон. Входит в состав Мизурского сельского поселения Алагирского района.
Населенный пункт был основан приблизительно в XVI веке. В нем проживали представители таких фамилий, как Гатеевы, Гергиевы, Дзугкоевы, Едзаевы, Едзиевы, Кайтуковы, Саухаловы (Савхаловы), Созаевы. Ход был поделен на родовые кварталы, но ярко выраженных границ они не имели. Две сторожевые башни Дзугкоевых и Кайтуковых сохранились в селении до наших дней.
К 1901 году в Ходе была построена и освящена Свято-Георгиевская церковь, открыты мужская и женская школы. Селение всегда славилось своими резчиками по камню, самым известным из которых был Сосланбек Едзиев.
С расцветом в Осетии горнорудной металлургии возле населенного пункта возник поселок с названием Нижний Ход, который просуществовал около полувека. В нем поселились осетины из Верхнего Хода, работавшие на Садонском свинцово-цинковом комбинате.
Появились рудники и на территории самого селения. Так, 23 декабря 1897 года Иван Цагараев и Михаил Басиев открыли месторождение каменного угля. А 7 декабря 1898 года лейтенант запаса флота Николай Филькович открыл в Ходе два месторождения свинцово-серебряных и цинковых руд.
После развала СССР село постепенно начало пустеть. В настоящее время в нем постоянно проживает лишь несколько человек.
Нузал
Нузал — селение на левом берегу реки Ардон в Нузальской котловине Алагирского ущелья. Древний Нузал, вероятно, являлся столицей средневековой Алании и резиденцией Ос-Багатара, последнего аланского царя.
Главной достопримечательностью небольшого населенного пункта является средневековая часовня, расписанная старинными фресками. По одной из версий, изначально это был родовой склеп, переделанный под религиозное сооружение в начале XIX века. По сведениям немецкого лингвиста и этнографа Адольфа Дирра, его постройка датируется 1272 годом.
Под сводами культового строения было обнаружено захоронение одного из представителей осетинского царского рода Царазонта, для которого данное селение являлось родовым. Ученые расходятся во мнении, кому принадлежат найденные останки, однако склоняются в пользу того, что Нузальская часовня стала усыпальницей Ос-Багатара.
В пользу данной версии говорит и эпитафия, находившаяся над захоронением. До ее уничтожения в XVIII веке надпись успел скопировать грузинский царевич Вахушти. Вот ее текст:
«1. Нас было 9 братьев — Цразоновы-Цахиловы: Ос-Багатар, Давид и Сослан, с 4 царствами борющиеся.
2. Фидароз, Долароз, Сокур-Георгий, с презрением на врагов взирающие.
3. Братья наши Исаак, Романоз и Басил сделались добрыми рабами Христа (монахами).
4. Мы содержим в 4 углах узкие проходы дорог.
5. В Касаре имею укрепление и сабаже (заставу), здесь содержу двери моста, о будущем обнадежен, в настоящем благополучен.
6. Руды золота и серебра имею в таком обилии, как вода.
7. Покорил кавказцев, противустал 4 царствам (народам).
8. У грузинского (батони) князя похитил сестру, не оставил своего рода; настиг меня, клятвою обманул, наложил на себя вину мою (грех).
9. Багатар утонул в воде, войско Осети истреблено».
Возле Нузальской часовни в 2016 году было обнаружено средневековое аланское кладбище, состоящее из 206 погребений, преимущественно в каменных ящиках. Основная масса захоронений датируется XIV–XV веками. А в общей сложности было найдено более 1150 артефактов.
Урочище Святого Николая
Урочище Святого Николая — дорожный приют, в котором путники могли перекусить, набраться сил или выбрать экскурсионный маршрут. Располагался на развилке Цейдонского и Касарского ущелий.
В конце XIX века стокилометровый путь от Владикавказа до Цея был нелегким, преодолевался гужевым транспортом за два дня.
В урочище Святого Николая сдавались в аренду жилые помещения для кратковременного отдыха, приема пищи и экскурсионных организаций. Перевозками гостей Кавказа верховым или вьючным транспортом обычно занимались союзы возчиков.
Цей
Верхний Цей и Нижний Цей — селения в Цейском ущелье Алагирского района Северной Осетии-Алании.
В Верхнем Цее находятся башни Айларовых и Дзалаевых.
Испокон веков это место считалось уникальным: там безнадежно больные люди могли поправить свое здоровье, а охотники — вернуться оттуда домой с добычей. Приезжавшие туда туристы строили в ущелье шалаши или укрывались в пещерах вблизи ледника, купались в горной воде и дышали целебным хвойным воздухом.
С начала XX века это место приобрело большую известность. В Цей стало приезжать все больше и больше туристов, для которых построили дома отдыха, санатории, альпинистские лагеря и базы.
Реком
Реком — осетинское святилище XII–XIV веков в Цейском ущелье, расположено неподалеку от селения Верхний Цей. Неофициально считается главным мужским святилищем Осетии, куда вход женщинам запрещен.
Реком построен полностью из дерева, без гвоздей, несколько раз сгорал и отстраивался заново.
В древние времена перед сражением воины приходили к святилищу и совершали обет братания. Они оставляли сломанные стрелы возле Рекома, после чего становились братьями. Святилище также являлось местом хранения шлема, копья и колчана последнего аланского царя Ос-Багатара. До наших дней реликвии, к сожалению, не сохранились.
Реком овеян тайнами и легендами. Он построен на поляне, которая никогда не зарастает лесом.
По поводу происхождения святилища существует несколько мифических версий. В нартском эпосе, например, говорится, что, когда погиб нарт Батрадз, Бог пролил три слезы, из которых возникли три святилища, одним из которых был Реком.
Цми
Цми — селение в Алагирском районе Республики Северная Осетия-Алания. Расположено на правом берегу реки Нардон на высоте 1750 метров над уровнем моря в Наро-Мамисонской котловине. На противоположном берегу реки Нардон находится селение Нижний Зарамаг.
В конце XIX века Цми был крупным сельским населенным пунктом, в котором проживали Бигуловы, Касабиевы, Туаевы, Хетагуровы, Хурумовы. В селении действовала православная церковь Пресвятой Богородицы. Неподалеку от Цми в 1906 году открылся рудник, который обеспечил местных жителей работой.
В XXI веке большая часть селения была затоплена водохранилищем Зарамагской ГЭС.
Нар
Нар — горное селение в одноименном ущелье Северной Осетии-Алании, расположено восточнее Нижнего Зарамага.
Населенный пункт являлся центром Нарского и Зругского ущелий, в которых проживали Атаровы, Балаевы, Бираговы, Бурнацевы, Гагиевы, Гиоевы, Губаевы, Дзапаровы, Джанаевы, Еналдиевы, Козаевы, Мамиевы, Хасиевы, Хетагуровы, Хозиевы, Цуциевы и другие. Большинство этих фамилий возводили свое происхождение к легендарному Хетагу, младшему сыну князя Инала. По преданиям, чудесным способом спасшись от врагов, он поселился в Нарском ущелье не ранее XVI века. Именно этим периодом датируется возникновение Нара. Позднее потомки Хетага расселились по всей Нарской котловине, а также по соседним ущельям Гуркумтиком и Джинатком.
В Наре родился основоположник осетинской художественной литературы Коста Хетагуров.
Слас и Потыкау
Слас — селение в Нарском ущелье Северной Осетии-Алании. Расположено в живописном месте на крутом горном хребте, возвышающемся над левым берегом реки Зругдон, недалеко от ее впадения в реку Нардон. С этого места хорошо видна вся Наро-Зарамагская котловина.
В Сласе проживали Гагиевы. В населенном пункте располагается их фамильная башня, а также развалины башни Цуциевых.
Селение Потыкау находится под горой, на которой возвышается Слас на поляне Потыфаз. В населенном пункте проживали Цуциевы. Главной достопримечательностью Потыкау была церковь Святого Георгия Победоносца.
Зругский храм
Зругский храм (осет. Хозиты Майрæм) — православный храм XI века, один из самых древних православных храмов на территории России. Расположен в Зругском ущелье, рядом с селениями Хозитикау и Нар. Являлся главным христианским храмом Зругского ущелья, был посвящен Богородице. Впоследствии утратил свою христианскую принадлежность, став осетинским святилищем.
Празднование «Хозита Майрам» совпадает с Успением Пресвятой Богородицы.
Юго-западнее храма расположены скопления могильных памятников ХIX — начала XX века.
Зарамаг
Зарамаг — общее название двух населенных пунктов, расположенных в одноименной котловине. Селение Верхний Зарамаг находится в Алагирском районе на левом берегу реки Адайкомдон. На расстоянии чуть меньше километра к юго-востоку от него расположен Нижний Зарамаг.
Первыми жителями селений считаются Абоевы, Елихановы-Магкаевы, Кайтмазовы, Кудзаговы, Мамитовы, Текаевы и Сикоевы.
В нескольких километрах к северу от Нижнего Зарамага на правом берегу Ардона находятся развалины средневекового аланского укрепления — так называемый Касарский оборонительный комплекс. Он состоял из башни и мощной стены двенадцатиметровой толщины.
Русские дипломаты XVI века описывали Зарамаг большим многоярусным городом и неприступной крепостью. Под его стенами в 1614 году был остановлен персидский завоеватель шах Аббас I.
Неподалеку от развалин крепости находятся знаменитый зарамагский минеральный источник и гидроэлектростанции.
С открытием Военно-Осетинской дороги в начале ХХ века в Зарамаге стал активно развиваться туризм…
В настоящее же время в селении на постоянной основе проживает всего несколько человек.
Сатат
Сатат — селение в живописном Мамисонском ущелье на левом берегу реки Мамихдон. «Сатат» был общим названием для четырех селений: Царгаста, Уаллагкау, Даллагкау и Тапанкау. Когда-то вокруг селения густо росли деревья, которые пропускали лучи света лишь в солнечные дни. Так и образовалось название села.
Первыми жителями селения были Туаевы и Царгасовы, затем к ним присоединились представители фамилий Боциевых, Валиевых, Дзанаевых, Кучиевых и Мамиевых.
К концу XIX века население Сатата увеличилось, составив около полутысячи человек. Из-за безземелья большинство жителей селения впоследствии было вынуждено перебраться в другие места Осетии.
В Сатате сохранились родовые башни и ганах Туаевых.
Тиб
Тиб — селение в Наро-Мамисонской котловине на берегу реки Мамихдон, один из древнейших населенных пунктов Осетии. В нем собраны практически все типы средневековых архитектурных памятников Иристона. Возле Тиба находятся несколько его отселков — Верхний Тиб, Боцита, Велта, Тимцна, Уанта. В архитектурном ансамбле селения особый интерес представляют святилища Аларды, Мады Майрам, Таранджелоз, боевые и жилые башни.
Первыми поселенцами Тиба считают Кучиевых, пришедших в Туалию из Верхнего Мизура. Согласно преданиям, Кучиевы обосновались в Мамисонском ущелье еще в XVI веке. Затем вслед за ними в Тибе появились Боциевы, которые впоследствии стали самой многочисленной фамилией селения, а также Айларовы, Багаевы, Гергиевы, Гоцоевы, Икаевы, Кадзовы, Тедеевы и другие.
В XVIII веке грузинский царевич Вахушти описывал Тиб большим селением с высокими каменными башнями. Это утверждение было справедливым, так как в то время населенный пункт представлял собой неприступную крепость на пути к Мамисону, что позволяло контролировать подступы к перевалу.
Тли
Тли — древнее осетинское селение в Мамисонском ущелье Северной Осетии-Алании, на правом берегу реки Мамихдон. Располагается на возвышенности между селениями Тиб и Клиат.
Первопоселенцами селения считаются Кадзаевы, занимавшие верхний квартал, и Суановы, чьи дома находились в нижнем квартале. До сих пор в Тли сохранились две фамильные башни.
Главная достопримечательность селения — руины церкви
XI века, которая являлась близнецом Зругского храма Божией Матери. Она была небольшого размера, рассчитанная на немногочисленный приход.
Клиат
Клиат (осет. Хълиат) — покинутое людьми селение в Алагирском районе Северной Осетии-Алании, расположенное на склоне горы, на правом берегу реки Клиатыдон, на горном склоне над Военно-Осетинской дорогой, между селами Лисри и Тли. В Клиате находятся хорошо сохранившиеся ганахи и башни Боциевых, Токовых и Цахоевых.
Лисри
Лисри — селение в Мамисонском ущелье Северной Осетии-
Алании, расположенное в верховьях реки Мамихдон на высоте 2000 метров над уровнем моря.
Первопоселенцами Лисри считаются Дарчиевы, затем в селении поселились Айларовы, Гаевы, Добаевы, Епхиевы, Икоевы, Калаевы, Кучиевы, Моураовы, Рамоновы, Сидаковы, Текаевы. В Горной Осетии Лисри выделяется богатым архитектурным ансамблем, состоящим из башен XIV–XVII веков. Они расположены настолько близко друг к другу, что представляют собой единое неприступное оборонительное сооружение.
Из-за узких петляющих улиц Лисри в народе прозвали городом-лабиринтом.
В селении находится церковь Успения Богородицы, построенная на народные деньги в 1897 году. При храме действовала церковно-приходская школа.
Еще одна достопримечательность Лисри — святилище Миг-
дау-дзуар. Само по себе данное сооружение, относящееся к периоду бронзового века, уникально. На Северном Кавказе это единственная ступенчатая башня ритуального назначения, сложенная из камней.
Мамисонский перевал
Мамисонский перевал — горный перевал на высоте 2911 метров (по другим данным — 2819 метров) над уровнем моря через Главный Кавказский хребет, самый высокогорный участок Военно-Осетинской дороги; соединяет Северную и Южную Осетию. Ведет из долины реки Мамихдон в долину реки Чанчахи.
Со времени открытия Военно-Осетинской дороги на северном и южном склонах Главного Кавказского хребта Мамисонского перевала были построены Северный (в селении Калак) и Южный приюты. В них усталые путники могли отдохнуть, перекусить и заночевать.
В настоящее время движение через Мамисон не осуществляется, пограничный переход закрыт.
Кадисар
Кадисар (груз. Гуршеви) — селение в Южной Осетии. Расположено на левом берегу реки Чанчахи (приток Риони) на южном склоне Главного Кавказского хребта. Восточнее селения находится Николаевский мост, ведущий к Мамисонскому перевалу. Селение является самым северным населенным пунктом Южной Осетии и единственным, находящимся на Военно-Осетинской дороге.
Кадисар основали осетины из фамилии Айларовых, переселившиеся в Закавказье из Мамисонского ущелья. В 1921 году в селении в доме Ивана Айларова гостил известный революционер и политический деятель Сергей Миронович Киров.
В настоящее время в Кадисаре никто не проживает: местные жители несколько десятилетий тому назад переехали в другие места.