Татьяна ОСТАЕВА. ПАВЕЛ ХАСИЕВ. ИСТОРИЯ И СУДЬБА

«Художник не должен забывать о своем назначении — вести людей к светлому будущему». Эти слова заслуженного художника Южной Осетии Павла Хасиева могут стать не только эпиграфом к биографии мастера, но и являться своеобразным кредо, ключом к пониманию его всеобъемлющего творчества, духовного постижения, нравственных и этических основ жизненной позиции его как живописца и человека.

Заслуженный художник Южной Осетии Павел Хасиев — один из ярких представителей современной осетинской живописи. Он относится к той замечательной плеяде художников, творчество которых является классикой осетинского искусства. Хасиев постоянный участник республиканских, региональных, всесоюзных и международных выставок. Работы художника находятся в музеях, галереях, частных собраниях Южной Осетии, России и за рубежом.

Павел Хасиев удивительно гармоничная и многогранная личность. Обладая широкими познаниями в мировой истории, политике, культурологии, мифологии, интересуясь новейшими тенденциями в разных областях современного искусства, он успевает писать стихи, рассказы, сочинять афоризмы. Но эти увлечения подчиняются главному его призванию — писать картины, создавать свой уникальный и неповторимый мир художественных образов. Творческий диапазон художника чрезвычайно многолик и разнообразен как в живописно-образном языке, так и в жанрово-тематическом плане. За свою плодотворную жизнь Хасиевым создано огромное количество произведений станковой и монументальной живописи и графики, отличающихся высоким художественным уровнем.

Родина Павла Хасиева — Южная Осетия, что во многом определило творческий почерк художника, его полнокровную, звучную живопись, яркость, выразительность художественных образов. Южная Осетия — это край богатой истории, культуры, этнического самосознания, особый мир легенд, мифов, сказаний, неповторимой красоты природы. Все это стало для Хасиева той основой, которая повлияла на формирование его творческой позиции, философского мировоззрения, укрепило чувство патриотизма, любви к своему народу.

Павел Хасиев родился 4 апреля 1951 года в селении Корниси Юго-Осетинской автономной области. Начало творческого пути художника относится к 70–80-м годам. Свое первое профессиональное образование Хасиев получил на живописно-педагогическом отделении Цхинвальского художественного училища имени Махарбека Туганова, которое окончил в 1970 году. Многие выпускники этого училища стали известными художниками. Среди них: Магрез Келехсаев, Юрий Дзантиев, Шалва Бедоев, Батраз Дзиов, Жорж Гасинов и другие. Учителем Хасиева был замечательный художник и педагог Борис Санакоев, который привил Павлу особую любовь к живописи, историческому жанру, монументальной трактовке образа. В этом отношении сыграла роль и картина Санакоева «Коста с детьми», которая отличалась исторической достоверностью, народностью образа, эпическим размахом.

В 1974 году Хасиев поступил на факультет живописи Тбилисской государственной академии художеств, которую с отличием окончил в 1980 году. Знакомство с творчеством маститого художника Грузии Уча Джапаридзе, в творческой мастерской которого он учился, стало для него еще одним опытом в постижении искусства живописи. Лучшие традиции грузинского искусства привлекали Хасиева яркостью и звучностью цвета, светоносным колоритом, народностью характера. Многофигурные, масштабные композиции на исторические темы его учителя были созвучны творчеству самого Хасиева. В 1981 году он становится членом Союза художников СССР, а с 1992-го — членом Союза художников РФ. С начала 90-х годов художник живет и работает во Владикавказе, который стал для него родным.

Формирование творчества художника Хасиева происходило в сложный период, когда в советском искусстве наметились значительные перемены. Так, уже к 1970-м годам возник отечественный концептуализм, который при всем его стремлении к парадоксам и мистификациям имел социальный и исторический опыт народа. «Восьмидесятники» внесли в концептуальное искусство знаковую мистификацию, снабженную социальной символикой, которая пародировала стереотипы массовой культуры или демонстрировала агрессивное господство мира абсурда и социального алогизма. Все эти веяния оказали влияние и на творчество Хасиева. Вначале, как и многие художники того периода, Хасиев работал в стилистике соцреализма, часто выполняя и социальные заказы, отмеченные определенными темами, художественными канонами. Получив хорошее классическое образование, не переставая учиться у великих мастеров прошлого и современного искусства, интересуясь новейшими тенденциями отечественного и западноевропейского искусства, впитав самобытную культуру своего народа, Хасиев со временем создает свою стилистику, свой неповторимый художественный язык, который продиктован новым миропониманием и поиском близких ему пластических форм.

Еще со студенческих лет излюбленным жанром Хасиева стала историческая картина, в которой отражены не только мировые события, жизнь и быт родного края, но и мифы, легенды, библейские сюжеты, эпические сказания разных эпох и стран. Тематика картин Хасиева строится на реальной исторической основе, а пластический метод основывается на канонах соцреализма и в то же время современного условного метафорического языка. Реализм, выбранный как вектор творческого пути, объединяет два этих начала и порождает стилистический симбиоз, который и становится основой художественного метода Хасиева на долгие годы. Современная эпоха с ее кардинальными и глобальными переменами в мировой истории, дыхание времени стали той платформой, которая сформировала художественное мировоззрение Павла Хасиева, обозначила основные вехи развития его творчества. Мыслитель, философ, историк, многогранная творческая личность, Хасиев прежде всего борец и гуманист. Он не только способен остро ощущать несправедливость мира, сопереживать, сочувствовать человеку, но открыто и смело выражать языком искусства свой протест любому злу и насилию. Возможно, именно поэтому большую часть его творчества составляют широкомасштабные полотна, которые могут в какой-то мере показать «развернутую» картину исторических событий разных стран. Подобная ретроспекция прошлых веков дает художнику возможность не только проследить динамику развития социальной, общественной жизни, ее судьбоносных событий, но и обосновать собственную художественную концепцию, которая выражается в понимании закономерности и типичности исторических процессов. Выбор исторического жанра обусловлен отчасти и желанием художника выразить свое мнение о современных событиях сквозь призму ушедших эпох.

Каждое историческое событие является для художника своего рода книгой, романом, в котором, по мнению автора, можно на одном конкретном факте рассказать о целой эпохе, выразить личное отношение к происходящему. Всенародной, эпической, внутренней правдой истории, творимой массовой мощью, коллективным пафосом, воспринимаются многие картины художника. Почти патетический характер носит его грандиозная батальная серия живописных полотен, отражающая военные катаклизмы мировой истории: «Спартак», «Куликовская битва», «После битвы Тимура с Золотой Ордой на Тереке» и другие. Каждую из них по своей значимости можно назвать программной в творчестве художника. Эти монументальные полотна художника настолько «взрывные» по своему накалу, высокому трагическому звучанию, что кажется, в них заложен мощный заряд энергии и внутренней силы самого художника. С глубокой горечью Хасиев констатирует: «Война — это хроническая болезнь человечества, которая то активизируется, то спадает».

Умение блестяще выстраивать многофигурные, многоплановые композиции панорамного охвата с образной характеристикой каждого персонажа проявляется во многих его произведениях, изображающих батальные сцены: «Битва на Каталаунских полях. Битва народов», «Скифы перед боем с персидской армией», «Аланы готовятся к продолжению битвы с монголами после предательства и ухода кипчаков» и др. Величественная панорама грандиозного сражения в монументальной картине «Спартак» пронизана пафосом свободы и героизма. Художник достоверно передает картину ожесточенного боя яростно теснимых друг другом повстанцев и римских легионеров. С большим мастерством художник выписывает все детали, позы, сложные ракурсы фигур людей и коней, выражение лиц воинов, оружие, одежду, доспехи и многое другое, но при этом он не теряет цельности композиции, общей картины массового скопления народа. Фигура Спартака на коне в эпицентре сражения воспринимается как символ свободолюбия, несломленной воли, величия человеческого духа. Художник всегда на стороне тех, у кого Правда и Бог, кто защищает свою землю, свой народ, свою независимость.

Идея несокрушимости, стойкости и силы народного духа, народного единства ярко выражена в монументальном полотне, запечатлевшем великое историческое сражение русских полков с монголо-татарским войском на Куликовом поле в 1380 году. Панорамное обозрение дает возможность увидеть во всех деталях и подробностях разгар битвы, немыслимое количество воинов, «не вмещающихся» в рамки картины. Здесь все впечатляет мощью и размахом героического сражения, победоносной силой русских воинов. И не случайно над всем этим возвышается икона с ликом Христа, как некое знамение, божественный перст судьбы. Кажется, что свет, исходящий от нее, озаряет всю картину теплыми, желто-охристыми тонами, дарующими чувство просветленности и возвышенности духа. По мнению художника, «все люди мира однозначно хотят жить без войны». Показать подлинный оскал войны, заставить задуматься о последствиях — такова задача художника. В вой­не нет победителей и побежденных, она несет только смерть и разрушение.

Страшные картины массовой гибели людей, как зловещая развязка любой войны, запечатлены художником во многих его произведениях. Так, иносказательный характер носит монументальное произведение «Битва на Каталаунских полях. Битва народов», где на поле сражения рядом с погибшими воинами сидит огромный ворон, созывающий других воронов на страшный пир. Здесь ворон — символ смерти, и не случайно по своему размеру он превосходит все другие фигуры в картине. Тема смерти обретает здесь всеобъемлющий, вселенский масштаб. В другой работе под названием «После битвы Тимура с Золотой Ордой на Тереке» пространство картины, «заполненное» телами погибших, мрачный темно-синий колорит с красными всполохами, летящие вороны также вызывают чувство трагизма, безысходности. Ощущение почти звенящей тишины в картине передается и удивительно красивой живописной палитрой с прозрачно-серебристыми тонами, тонкой растяжкой зелено-охристой гаммы, «сливающимися» в единую гармонию цвета. Для художника краски — не приложение к трагическим сюжетам, но самостоятельный полнозвучный язык.

Небольшая композиция «Ос-Багатар» также впечатляет не только грацией и красотой изображенного воина на скачущем коне, но и утонченной цветовой гаммой, чистыми переливами серебристо-охристых тонов. Напоминая классические образцы великих мастеров прошлого, картина «Ос-Багатар» сама воспринимается как современная классика. Тема войны как таковая становится особенно актуальной и волнующей в творчестве Павла Хасиева, который и в современных процессах глобализации усматривает опасные тенденции мировой милитаризации. Казалось, в этом заключается парадоксальность творческой натуры художника, концепцией жизни которого является альтруизм и любовь. Но добро надо защищать. Таково убеждение художника: «Нет ни одного великого человека в истории, который не мечтал бы о счастливом будущем простого народа».

Как правило, в исторических баталиях автор стремится максимально правдиво передать реальную обстановку тех далеких лет, во всей подлинности, в каждой ее детали. Прибегая к разным стилистическим приемам — гиперболе, аллегории, символике, гротеску и т. п., — художник создает порой ироничное или полное сарказма произведение. В таком ключе решена картина «Первая мировая война», в которой собирательный образ войны представлен гротескной пародией. Здесь автор хотел показать борьбу многочисленных имперских стран за мировое господство. Огромный трон — символ власти, господства над миром — тщетно осаждают, сражаясь друг с другом, солдаты из разных стран. Метафоричным, образным языком отмечено и монументальное полотно «Падение Рима», художественное решение которого заключено в самой композиции, в изображении «падающей» архитектурной конструкции, символизирующей римскую власть.

В древней истории, мифах и сказаниях художник усматривает глубокий смысл, поучительный урок человечеству, современному обществу, как, например, в картинах, посвященных нартскому эпосу, греческой мифологии («Кентавры на свадьбе у лапифов») и др. Монументальная картина «Бой нартов с небожителями» по своей внутренней напряженности, мощному размаху и динамике воспринимается как грандиозное эпическое полотно. Благодаря контрасту светлых и темных тонов, земли и неба, статики и движения, пропорциональным соотношениям в композиции и цветовой гамме, автор добивается большего драматизма и цельности восприятия. Написанная по классическим канонам, картина привлекает своей эстетичностью исполнения, изысканностью цветовой гаммы, противопоставлением человеческого и божественного начала.

В творчестве Хасиева философская тема Бога и человека, материального и духовного начала прослеживается во многих произведениях. Квинтэссенцией нравственного самосознания, высоких ценностей, созидательных и разрушительных сил воспринимается хрестоматийная история в монументальной композиции «Распятие Христа», трагический накал которой превосходит многие произведения художника. В картине как будто все доведено до предела: грозовое небо, метущиеся фигуры, палач на коне в развевающемся кровавом плаще и даже колорит, построенный на контрастных сочетаниях охристых, багровых, синих тонов. Следуя классическим традициям, автор создает свой обобщенный образ Христа, который воспринимается им как символ возрождения, очищения и возвышения Духа.

К чему бы ни обращался Хасиев, он исповедует то, что глубоко волнует, затрагивает его душу как художника и человека. И прежде всего это Кавказ, родной край, все, что связано с ним. Произведения, посвященные родине, это своеобразная поэма о ее истории и современной действительности, о природе, людях, простых тружениках, их жизни, обычаях, традициях, культуре («Давид Сослан», «Праздник святого Георгия», «На дороге. Полдень», «В горах», «Переправа», «На трассе», «Аул», «Окраина села»). Яркая творческая индивидуальность художника, богатство его стилистического языка, отмеченного народностью, национальным характером, проявляются и в его жанровых произведениях. Тонким лиризмом проникнута небольшая композиция «Гость», навеянная воспоминаниями детства. В небольшой комнате за столом с угощением сидят двое мужчин. Женская фигура скромно стоит поодаль. Неяркий свет лампы скудно освещает комнату. Спокойные позы людей, полумрак, рассеянный свет, желто-охристые тона картины — все создает ощущение какой-то сокровенности, благостной тишины, душевной близости. Ностальгией, добрым юмором и в то же время щемящей грустью веет от картины «Уголок старого Цхинвала. Еврейский квартал», где старые, обветшалые дома, яркая толпа снующих туда-сюда людей, бескрайнее небо в облаках — своеобразная поэзия о мирной жизни уходящей старины.

У Хасиева нет «проходных» картин. Каждая из них воспринимается как «сгусток» энергии, полнокровности жизни, как эпическое сказание, в котором творческая манера письма, сам пластический язык, художественная основа тяготеют к масштабности, творческому «размаху», значимости образов. Даже в небольших по своему размеру произведениях ощущается эта почти материальная весомость живописной палитры, «выпуклость» образов, монументальность трактовки («Коста», «Осень», «Мудрый старик», «Переселенцы с гор»). Данная манера угадывается и в многочисленных, разнообразных по своему характеру, композиции и рисунку камерных горных пейзажах — например, в произведениях «Седой Кавказ», «После дождя», «Горы», «Речка», «Ущелье» «Горный пейзаж» и др. Суровый ландшафт гор, бурные реки, грозные скалы, сверкающие водопады достоверно и выразительно передают характерные особенности величественной природы Кавказа, уникальность ее флоры и фауны. Пейзажи отличаются красивым колоритом, построенным на тонких и сложных цветовых сочетаниях. Национальный характер ощущается и в других картинах художника. Так, в натюрмортах часто изображаются фрукты и кувшин с вином, который встречается в каждом гостеприимном осетинском доме («Праздник святого Георгия», «Гость»). Здесь изобилие фруктов как бы подчеркивает изобилие самой южной природы, которая в трактовке художника обретает особую красоту и одухотворенность.

Особой горечью и гневом проникнута серия графических произведений, посвященных грузино-осетинскому конфликту («Оккупация», «Цхинвал», «Блокадный Цхинвал», «Бегущий за хлебом», «Ополченцы», «Беженцы» и др.), в которых художник документально «кадр за кадром» передает хронологию событий тех грозных лет. Созданные в технике гуаши, листы правдиво, с большой достоверностью показывают всю драму, пережитую народом, его мужество и стойкость в борьбе за свободу и независимость своей земли.

Значительную часть творчества Хасиева занимает великолепная серия портретов деятелей осетинской культуры и науки: «Портрет поэта Мераба Засеева», «Художник Магрез Келехсаев», «Художник Хсар Гассиев», «Портрет Бориса Санакоева» и др. В каждом из них художник стремится выявить целостность натуры, индивидуальность, состояние человеческой души, создать обобщенный образ мыслителя, философа, значимой творческой личности («Поэт Таймураз Хаджеты», «Писатель Нафи», «Художник Юрий Дзантиев», «Портрет художника и поэта Василия Серебренникова» и др.). В «Автопортрете» Хасиев изображает себя в профиль, в спокойной, созерцательной позе. Художник смотрит вдаль и в то же время как будто погружен в себя. В портрете нет ничего лишнего, ничто не отвлекает от лица. Только на светло-охристом фоне можно увидеть небольшие «всполохи» темных оттенков, рождающих ощущение некоего движения. Создается впечатление, что это трепет самой души художника, его внутреннего творческого горения. Такой он и есть, Павел Хасиев — настоящая творческая личность, большой труженик, преданный искусству художник, заглянувший за грань неизведанного…