Агунда ТАНДУЕВА. Большое путешествие Ахсарбека Ахполова и Ульяны Гончаровой (Москва, Санкт-Петербург, Владикавказ)

В этом году с творчеством осетинских художников Ахсарбека Ахполова и Ульяны Гончаровой познакомились зрители Санкт-Петербурга и Москвы. В Санкт-Петербурге их совместная выставка состоялась в концертном зале Мариинского театра, в Москве – в залах дома-музея Марины Цветаевой. А этой осенью встреча с их творчеством ждет жителей Владикавказа.

Ахсарбек Ахполов, выпускник Московского академического института им. В.И. Сурикова, куда он перевелся из Ленинградского института живописи, ваяния и зодчества имени И.Е. Репина (ныне Санкт-Петербургский Государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина). Учеба в двух крупнейших и известнейших художественных заведениях страны научила его работе с натурой, с ее внутренней структурой, поставила руку и глаз. Однако он относится к тем художникам, которые работают не только и не столько с натурой, сколько по памяти и воображению. Натура дает ему способы и возможности перенести на холст те образы, которые рождаются в душе художника, не диктуя свои условия и требования.

Ахполов отдает предпочтение фигуративным композициям, в меньшей степени пишет натюрморты, пейзажи, портреты. На них он изображает вполне узнаваемые мотивы и сюжеты, однако, являясь великолепным живописцем, умеющим с помощью цвета передавать тонкие душевные состояния, он придает обыденным знакомым вещам мелодическое звучание. Его образы не индивидуализированы, в них преобладает созерцательное начало.

Палитра Ахсарбека не поражает буйством и криком красок, она нежна, соткана из тонких цветовых нюансов, придающих работам лирическое настроение. Даже используя, казалось бы, изначально насыщенные желтые, оранжевые, красные, синие цвета, художник создает ими тихую романтическую музыку.

«Цветет сакура», «Девушка в шляпе», «Жара-июль», «Незнакомка» – с полотен на нас смотрят загадочные девушки, как бы вплетенные в саму канву холста, растворенные в нем, мерцающие на нежном красочном фоне. Их фигуры не имеют четко очерченных абрисов, линии плавны и зыбки, как у цветов, колышущихся на теплом весеннем ветру. Много работ Ахсарбека посвящено детству – «Друзья», «Подсолнухи», «Прощай, детство», «Ручная мельница», «Материнство» – в них художник негромко рассказывает о своих детских впечатлениях, радостях, надеждах. И здесь в палитре превалируют тонкие, почти пастельные цветовые сочетания, наполняющие холсты грустью об ушедшем времени.

Сложным философским содержанием наполнены произведения «Несение креста», «Ласточки пролетели». Здесь художник разрабатывает тему, к которой рано или поздно обращается практически каждый художник – тема Христа, распятия. Ахсарбек предлагает нам свое прочтение этого сложного, вечного сюжета. «Несение креста» – в центре Христос, лицо его спокойно, внешне никак не проявляется сложный эмоциональный настрой, цветовая палитра почти монохромна, но автор, как бы вплавив фигуру в красочную фактуру холста, не давая ей вырваться оттуда, подчеркивая только лицо и руки Христа, создает экспрессивный накал работы. На картине «Ласточки пролетели» распятая фигура Христа отстранена от всего происходящего, ее даже не сразу можно заметить на ярком, обожженном и иссушенном солнцем фоне пейзажа, где прорывающиеся струи холодного цвета разрушают и очищают весь этот мир, делая жертву Христа не напрасной. А пролетающие мимо ласточки – символ вечной жизни, возвысившейся над смертью.

Ульяна Гончарова – представитель исключительно осетинской школы изобразительного искусства. Она закончила Владикавказское художественное училище и факультет искусств Северо-Осетинского государственного университета, мастерская М.И. Келехсаева. На мой взгляд, большое достоинство школы СОГУ в том, что здесь студентам не навязывается какой-то один устоявшийся взгляд на изобразительное искусство, каждый волен выбирать тот пластический и изобразительный язык, который ему наиболее интересен, педагоги, в основном, только направляют и подсказывают своим ученикам пути развития. Это в полной мере видно и на примере Ульяны. Она прекрасно пишет реалистические работы, например пейзажи, где сразу узнаются знакомые мотивы – «Две башни», «Утро в горах», «Облачный день», «Селение Цимити зимой», «Метель», – где чувствуется веяние ветра, свет солнца или холодный зимний воздух, а может создавать сложные многоплановые композиции, используя в них богатую палитру мирового искусства. Такое обращение к творческому наследию прошлого нельзя назвать недостатком, оно необходимо молодому художнику, так как сложно создать свой художественный язык, не зная, не изучая, не используя того, что уже было создано и пройдено до нас.

Триптих «Белая роза» вызывает в памяти и старинные витражи, и старинную миниатюру, иллюстрировавшую рыцарский роман. Пастельными цветовыми сочетаниями, сливая фигуры с окружающим пространством, Ульяна передает атмосферу нежной любви прекрасного рыцаря к даме сердца.

В работах «Осенняя охота», «Зимняя охота», «Поединок» автора сочетает свое художественное видение с поисками художников Возрождения, привнося свое понимание цвета и композиции.

В триптихе «Песня» художник обращается уже к другим мотивам, к мотивам русского народного творчества, с его яркими радостными цветами, сложным символическим орнаментом. И льется с холста задушевная девичья песня, рассказывающая о любви, о надежде, о суженом…

«Мелодия», «Ночь» – сказочные крылатые девы таинственно наблюдают за нашим миром, ведя с нами загадочный диалог.

Ахсарбек Ахполов и Ульяна Гончарова это не только удачный творческий, но и семейный союз. Взаимопонимание, существующие в их отношениях, находит свое отражение на холстах. Эти художники обладают лирическим, созерцательным восприятием мира, их работы не выплескивают накала эмоций и страстей, но ведь и нам, зрителям, иногда хочется просто спокойно послушать негромкий рассказ художника…