Борис ХОЗИЕВ. Четыре темы творчества Мурата Джикаева

Творческий багаж Мурата Джикаева, по самым приблизительным подсчетам, включает в себя более 1000 работ, среди которых живопись, книжная графика, графический дизайн с самой разнообразной тематикой – от древности до современности, и т.д. Значительная и важная часть его произведений – циклы картин, посвященных нартовcкому эпосу и национальной истории. Даже при беглом знакомстве с ними бросается в глаза особый кинематографический эффект исторических полотен: мы видим динамику, развитие событий, слышим огненное дыхание Бибыца и Мукара, треск ломающихся копий, звон мечей Сослана и Батрадза.

Историко-фольклорный цикл Мурата Джикаева составлен из четырех главных тем. Первая из них – нартовский герой, в одиночку спасающий честь Родины от посягательств многочисленных врагов. Таковы Нарт Батрадз и Нарт Сослан. Их стальные тела раскалены докрасна огненным дыханием дракона, но мечи уже занесены над головами врагов. Это праведный бой, а, значит, ведущий к победе. Герои Джикаева самоотверженны, они готовы отдать за Родину жизнь. К этому же ряду относятся картины художника, в которых он стремится раскрыть общечеловеческие темы. Примером может служить «Амазонка» (1992 г.). В ней М. Джикаев по-своему трактует романтический сюжет воинственности древних героинь. Все его персонажи фольклорно- исторического плана внешне спокойны, но исполнены внутренней силы и достоинства. Острота художественного мышления, эмоциональное восприятие исторической темы – важнейшие средства живописного языка мастера – у него уравновешиваются логикой решений, цветом, светом, ритмическим строем произведений.

Вторая тема художника – это скифо-сармато-аланский дух, бессмертный, древний, языческий. Мурат Джикаев раскрывает рыцарский характер своих предков. Их оружие – огненный меч, как это изображено на картине «Дочь Даргавсара в битве». Их дух, уходящий своими корнями в непостижимую древность, победоносен: всмотритесь в глаза Батрадза, Сослана, в глаза амазонок Мурата Джикаева…

В несколько условной манере мастера улавливаются элементы аланских живописных традиций (Бола Тлиаг). Отсюда богатство мира Джикаева – историчность, легендарность и поэтичность его образов. Художник покоряет зрителей своим собственным прочтением нартских сказаний, исторических хроник, древних мифов Осетии. Щедрая декоративность и символика не заслоняют от зрителя их национальной идеи и воспитательной направленности. Вот как оценивает эту особенность художника исследователь его творчества искусствовед А. Дзантиев, отзываясь о нем, как о человеке с развитым чувством гармонии, у которого «жизнь стала неотъемлемой частью творчества, а творчество, в свою очередь, неотъемлемой частью жизни». «Такова суть, такова природа каждого истинного художника».

Художественный мир Мурата Джикаева насыщен живыми понятиями высокого патриотизма, готовности к самопожертвованию, высокого достоинства человека, его безграничной доброты и великодушия.

Третья тема его творчества – осетинский народ. Мурат Джикаев – уникальный художник, сумевший выразить осетинскую национальную идею во всей ее полноте, воспринимающий свою землю как колыбель борьбы за свободу, независимость и сохранение национальной самобытности. Он убедительно показывает это в лицах («Цоцко Амбалов», «Гаппо Баев», «Исса Плиев», «Шамиль Джикаев», «Васо Абаев», «Коста Хетагуров», «Сказители»); природных явлениях («Весна в Кобани», «Горная Саниба», «Озеро в Майрамадаге», «Кобанский пейзаж», «Знойный день», «Осеннее изобилие», «Лето в горах», «Горный пейзаж», «Водопад», «Вечер»); в исторических деталях («Дуэль», «Поединок», «Армрестлинг сфинксов», «Осетинская церковь», «Осетинская слобода», «Мой край Осетия»); в войне («Прощание», «Вести с фронта», «Возвращение», «Песня о героях», «Разрушенная церковь»); в быте и культуре («В мастерской», «В кресле», «Композиция», «Дзывгис», «Над вечным покоем», «Интерьер родного дома», «У окна», «Анатомия любви»).

Эти картины отличаются высоким профессиональным мастерством и в отношении живописной фактуры, и в смысле цветового решения. Форма в названных произведениях полнокровна, национальный колорит звучен, живопись смелая и сочная. К чему бы ни обращался художник, он все передает правдиво и честно, с большой теплотой и любовью к родному народу.

Большое место в творчестве Мурата Джикаева занимает четвертая тема – современная жизнь Осетии. На протяжении всего своего творческого пути он обращается к образам современников. Лирическая сторона дарования мастера наиболее ярко выразилась в картинах «Осеннее изобилие», «Старые деревья близ Суадага», «Дорога в горах», «Этюд в коричневых тонах», «Две грации» и т. д. Автор выявляет в своих героях скрытую силу духа, ясность и гармонию души. В результате многочисленных поездок по горной Осетии появилось большое количество работ, посвященных этой тематике («Горный пейзаж», «Куртатинское ущелье», «Дороги в горах», «Весенний день», «Водопад I», «Водопад II»). Эти сравнительно небольшие жанровые произведения (живопись, графика, офорт) отличаются свежестью и оригинальностью.

Поисками новых пластических решений отмечены монументально- декоративные росписи («Природа и дети», «Осетия. Культура, искусство, труд», «Коста Хетагуров», «Спорт. Учеба. Труд»). Они своеобразно объединяют в себе романтику и реальность, погружают зрителя в светлый мир мечты и гармонии. Точность воссоздания натуры сочетается в этих работах с условностью, с необычайностью композиции, метафорическим смыслом внешне обычных сцен современной жизни.

Разнообразие творческих интересов, постоянные поиски нового характерны для Мурата Джикаева. В своих произведениях художник утверждает гармонию и красоту окружающей жизни. Его творчество пронизано верой в торжество добра, привлекает музыкальностью, праздничной яркостью цвета. Все это дает нам возможность проследить эволюцию мастера, войти в образный мир его искусства, почувствовать своеобразие художественного языка.