Цопан ГАССИЕВ. Хсар Гассиев: судьба и долг

Хсар Измаилович Гассиев родился в 1929 г. в городе Цхинвал в Южной Осетии. Его отец в разное время был ректором государственного института в Цхинвале, Наркомом просвещения и редактором первой юго- осетинской газеты «Хурзарин» («Восход»), мать директором школы. Семья Хсара пострадала в годы сталинских репрессий 1937 года. Отец был арестован и расстрелян в 1938 году, а мать приговорена к тюремному заключению как жена «врага народа». Через несколько дней после ареста родителей 8-ми летний Хсар, его 5-летняя сестра и хромая бабушка были выброшены на улицу из своей квартиры как «семья врага народа» сотрудниками НКВД. Художник вспоминает: «…вещи и ненужную мебель выкинули из окна. Книги отца летели по улице. Родственники побоялись прийти на помощь, опасаясь за себя. Только сосед Джатиев из соседнего дома сказал: «Даже если всю мою семью убьют, я их на улице не оставлю», – и пустил переночевать. В 3-х комнатную квартиру Гассиевых заселился следователь НКВД, который вел дело родителей Хсара (какое совпадение!).

Прожив несколько дней у соседа, бабушка с детьми переселились в пустующий подвал дома ниже по улице, где они прожили одиннадцать лет, дожидаясь возвращения матери из ссылки и терпя все лишения, принесенные Великой Отечественной войной. Подвал был настолько мал, что не было места для 2-х кроватей, и Хсар спал на столе. Бабушка вязала шерстяные носки на продажу и этим кормила детей. В 12 лет Хсар начал летом работать в колхозе, чтобы помочь бабушке. Тогда же появились и первые рисунки художника: в письмах матери он рисовал себя, сестру, бабушку. В воспоминаниях Хсара Гассиева того времени есть много мрачных эпизодов. В подвал по ночам приходили крысы, а он не спал и защищал от них сестру. Старшие ребята во дворе предлагали драться за еду: если побьешь соперника – накормим. «Я знал цену своим синякам – кукурузная лепешка, кусок сыра, тарелка лобио… А еще список людей, которым надо отомстить, если мама не вернется».

Прозвище «сын троцкиста», постоянное чувство голода и драки с обидчиками, другие тяжкие воспоминания детства наложили трагический отпечаток на творчество художника. Во многих картинах Хсара Гассиева пронзительно звучит тема сталинских репрессий 1937 года и ожидания матери («За что?», «Расстрел», «Выстрел в спину», «Исповедь», «Ожидание. Бабушка», «Воспоминание», «Ожидание у моста», «Мальчик болеет» и др.). Художник рассказывает: «В детстве я жил в состоянии ожидания: матери из ссылки, отца – мы долгое время не знали, что он убит; братьев отца, ушедших на фронт – двое не вернулись. Ожидание, наверное, главная тема моего творчества…». После войны, в 1945 году, Хсар поступил в Цхинвальское художественное училище. Окончив училище с отличием, Хсар сдал экзамены в Московский институт прикладного и декоративного искусства, прошел по баллам, но его не зачислили как «сына врага народа». На следующий год, в 1951-м, поступил в Тбилисскую академию художеств. В 1957 году он защитил с отличием диплом в мастерской Аполлона Кутателадзе и Василия Шухаева. Почти все работы художника этого периода находятся в методическом фонде академии.

В 1956 году семья Хсара Гассиева была реабилитирована; квартиру вернули. В конце 50-х произошел эпизод, который важен для понимания художника как личности. Вернувшись после учебы в академии, Хсар вдруг встречает убийцу своего отца. Он – пожилой, уважаемый член общества стоит в кругу приятелей на площади. На его совести смерть десятков известных людей города. Художник подходит к нему, спрашивает: «Извините, вы такой-то?» – « Да». – «А я сын человека, которого ты убил. А я убью тебя», – и плюет прямо в лицо убийце. Никто не посмел за того заступиться. Только мысль о том, что мать не переживет, если его посадят за убийство, останавливает Хсара от последнего шага. Он пишет, всю свою ненависть и ярость вкладывая в свои картины. Но оставить врага в покое он не может. Встречая убийцу отца в городе, художник прилюдно смачно плюет ему в лицо со словами: «Посмотрите, на нем кровь наших отцов…». И никто в городе не смеет заступиться за его врага, теперь тот живет в вечном страхе и боится выйти на улицу. В это же время Хсар пишет пьесу для одного актера по мотивам поэмы А. Кубалова «Афхардты Хасана» и создает серию эскизов к ней. Фабула поэмы перекликается с жизнью художника. После смерти сестры (годы жизни в подвале подорвали ее здоровье) в 1962 г. Хсар впал в глубокую депрессию и почти не работал. Горя желанием покинуть Цхинвал, где все напоминало о трагедии его семьи, в 1964 г. художник поступил в аспирантуру при Художественном институте им. В.И. Сурикова в Москве. Здесь его наставником стал Вадим Федорович Рындин, главный художник Большого театра. В эти годы Хсар познакомился и подружился с художниками- шестидесятниками: Яковлевым, Пятницким, Ворошиловым, Курочкиным и другими. Под их влиянием он повернулся спиной к академической карьере, бросил аспирантуру и отказался от предложения стать художником Большого театра. Для получения жилья устроился дворником на Таганке. Затем был период поисков и обретения своего, уникального, творческого стиля. Вот как сам художник описывает это время: «Встреча с ними оказала на меня влияние. Я со своим академическим образованием вдруг понял, что эти художники, попирая все общепринятые законы, выражают переживания своей души. Начался поворотный этап моего творчества. Я начал писать картины о близких мне людях, о своих переживаниях, о воспоминаниях детства, отбросив академические нормы…».

В последующие 25 лет Хсар стал известным художником, провел несколько персональных выставок в Цхинвале, Тбилиси, Орджоникидзе (теперь Владикавказ), Москве. Получил звание «Заслуженный художник ГССР». Начиная работать в мастерской каждый день в 5 утра, художник создал много картин на тему «Старый Цхинвал» («Ласточка», «Старый Цхинвал», «Зима в Цхинвале», «Еврейский квартал» и др.), на тему сталинских репрессий («За что?» и др.), серию «Осетинский примитив» по мотивам творчества осетинских резчиков по камню Сико Каркусова и Сосланбека Едзиева. Появилось множество публикаций и телепередач о художнике, в которых критики называли Хсара летописцем города Цхинвал. Вокруг Гассиева собрался круг молодых художников- единомышленников. В Цхинвал постоянно приезжали друзья из Москвы – художники, искусствоведы, фотографы.

Потом пришел 1989 год. В Южной Осетии вспыхнула война, Хсар стоял на баррикадах на въезде в город с ножкой от этюдника. Блокада, обстрелы, проблемы в продуктами – кошмары детства вернулись… Землетрясение 1991 года стерло с лица земли много сел в Осетии, в том числе и родовое село Гассиевых Бузалу. Вокруг была трагедия, кровь и слезы, людское горе. В это время Хсар создал картины: «Беженцы», «Землетрясение в Хахет», «Разоренный дом», «Сороковой день» и др. Мать умерла. Денег нет, искусство никому не нужно. А он больше ничего не умеет делать и… продолжает писать.

В 1996 семья Гассиевых перебирается в подмосковные Мытищи. Живет зимой в Мытищах, летом в Цхинвале. Темы картин, как и прежде, – Цхинвал, Осетия, люди, ожидание, репрессии, война. Старый Цхинвал живет теперь только в его картинах и редких фотографиях.

В 2000-х годах художник создает более 100 произведений: пишет картины по мотивам поэмы А. Кубалова «Афхардты Хасана» и много сюжетных абстракций; повторяет свою раннюю картину «Айсай Аназай» (многофигурная композиция размером 200х300 см.) и некоторые старые композиции. Картины Хсара Гассиева выставлялись в Москве, Петербурге, Владикавказе, Эдинбурге, Генте, Берлине, Дрездене, Цюрихе, Флоренции, Страсбурге, Инс-бруке и др.

В свои 82 года на вопрос «О чем вы мечтаете?» Хсар отвечает: «Хочу, чтобы люди поняли, что я хотел сказать своими картинами…».