Мадина АТАЕВА. В живописном пространстве Таймураза Маргиева

Таймураз Маргиев один из наиболее ярких представителей «новой волны» осетинского искусства. Социальные потрясения 1990-х несколько заслонили «творческий дебют» этого поколения. Тем не менее, живописцы и скульпторы «новой волны» в хаосе полной свободы и тотального безразличия, часто вдали от зрительских глаз сформулировали новую стилистику национального изобразительного искусства.

В поисках самовыражения художник не ищет экзотических одежд и внешних эффектов, а сосредотачивается на сущностном. И этот качественный переход обозначает новую ступень в развитии национальной художественной культуры. За более чем вековое существование современной живописной традиции в Осетии был накоплен значительный опыт возможного и неприемлемого. Сложились уникальные черты и своеобразие души художника как проявление особенностей национального духа.

Творчество Т. Маргиева на сегодняшний день – одно из самых точных, талантливых и тонких его воплощений. Важнейшей чертой этого мировоззрения является дистанцированность автора от зрителя. Художник находится в глубине, а иногда и за «ширмой» созданного им мира. Творческое «я» и его самовыражение, изучение «личностных» аспектов не воспринимаются как главная цель искусства. Смысловые поля и привычные связи в главной оппозиции искусства «художник – зритель» оказываются несколько изменены. Разговор о себе самом неинтересен осетинскому художнику, он говорит не о себе, а о человеке и о его месте в этом мире. При видимой незначительности, подобное смещение акцентов последовательно исключает из национального искусства такие архетипические для европейского художника темы как: «Художник и модель», «Муза», «Мужчина и женщина», «Автопортрет» и т. д. А ирония и гротеск являются щитом, скрывающим автора, если темы подобные все же затрагиваются. Постоянство этой позиции у художников разных поколений и разной судьбы, как и в случае с Маргиевым, обусловлено, на мой взгляд, не столько личным выбором, сколько особенностями национальной ментальности.

Это не в коей мере не лишает живопись художника ни авторского своеобразия, ни личного обаяния. Напротив, обращенная к зрителю со столь «почтительной» дистанции живописная речь художника проникновенна, глубока и серьезна. Говоря о главном, он никогда не повышает тон, не срывается на крик, откровенно размазывая по холсту цвета и эмоции, а замирает в паузах, в мгновениях удивительной тишины.

Живописные произведения Таймураза Маргиева – галерея картин остановленного времени. Они рождаются как мгновения, фиксация момента, раскрывающего всю полноту представлений о мире. Когда привычный ход вещей прерывает внезапное, как фотовспышка, прозрение красоты. Волшебный сачок мастерства художника ловит эти лики преображенной действительности. В золотой раме художественной формы он лишает их случайных черт и заново открывает нам красоту привычного мира.

Символическая глубина живописных образов Т. Маргиева раскрывается не сразу, а как бы постепенно разворачивая в глубину вашего сердца те слои и смыслы, которые вы захотите принять.

Серия «Окно». Комнатные растения на фоне окна мастерской художника. При всей незатейливости завязки содержательная сторона не определяется жанровыми рамками, т.е. это не натюрморт. «Главные герои» сюжета – комнатные цветы, скрытые занавесом. Мы видим не предмет, а лишь его тень. Тонкая игра видимого и кажущегося. Театр явных иллюзий и скрытых истин. Вечное очарование обмана, постоянное ускользание смысла.

«Язычество» – одна из самых драматичных композиций художника. Выбеленные временем черепа жертвенных баранов витками проволоки прикручены к столбу, ни основания, ни завершения которого в картине не видно. Темный силуэт, напоминающий крест, белая плоскость старой стены, резкие тени…

И безграничное одиночество человека перед лицом своей судьбы. Знаки отчаяния и надежды, трепет от жестокости архаичного ритуала и ощущение тщетности усилий изменить предначертанное.

«Забор» – подобный объект бесспорно знаком каждому, бывавшему в горах Осетии. Кто не видел подобного в Фиагдоне и Санибе? Кто не раздражался, не смеялся и не грустил, созерцая эти причудливые свидетельства смекалки и практицизма современных горцев, выстраивающих заборы из спинок железных кроватей или автомобильных дверей.

Подобный сюжет, не однажды появляясь в осетинском искусстве 60, 70 или 80-х годов, как правило, ограничивался фиксацией вида и трактовался как «пейзаж». Здесь другое. Через нестройный ритм забора – нескладного коллажа современной цивилизации мы видим лишь один из уголков в бескрайних пространствах земли, где связи человека с природой пока еще не нарушены.

Маргиев дорожит этими связями.

С точки зрения владения современной художественной формой он – абсолютно принадлежит своему времени, стилистически обозначенному, как постмодерн. Невероятно точное и острое зрение, а так же широкий диапазон живописных техник, которыми владеет художник, воссоздают в его произведениях образы, содержания которых противоположно эстетике постмодернистов: не сиюминутное, а вневременное, не личное, а общечеловеческое, не фрагмент, а целостность, не надлом и деформация, а гармония. Душа осетинского художника, воспитанная на подобных ценностях, проявляется в живописи Таймураза Маргиева изыскано просто, естественно и прекрасно, как солнечный свет, как камень, как свежий ветер с гор.