А.Г. КУСРАЕВ. Доктрина высшего образования в республике Северная Осетия-Алания

доктор физико-математических наук

ОТ АВТОРА

В водовороте острых политических событий, под постоянным давлением экономических неурядиц мы часто не замечаем, что на наших глазах происходят значительные изменения в социальных институтах республики. Так, в частности, неузнаваемо преобразилась наша высшая школа в последние четыре-пять лет. За этот период почти удвоилась номенклатура специальностей, по которым ведется подготовка кадров, значительно выросло вузовское население, высшее образование приобрело более массовый характер. Широкий размах приобретает международное сотрудничество вузов, расширяются контакты с учебными заведениями зарубежных стран, иностранные студенты в наших вузах и обучение за границей нашей молодежи стали обычным явлением. Набирает силу экономическая деятельность вузов. Автономность вузов, выражающаяся в самоуправлении и самоорганизации, — реальная практика сегодняшнего дня.

Все это можно было бы причислить к немногочисленным отрадным явлениям нашей действительности, если бы не обозначился ряд негативных тенденций. В первую очередь следует назвать недопустимое снижение качества высшего образования. Сегодня уровень подготовки специалистов в наших вузах не соответствует жизненно важным интересам республики, проблемам сохранения политической стабильности и экономического роста. Новые факультеты, кафедры, специальности часто создаются формально, не наполняются новым содержанием, не ориентированы на реальные потребности республики. Научные исследования и прикладные разработки все более вытесняются рутиной, текущими организационными и хозяйственными задачами. Это приводит в конечном итоге к утрате инновационного духа, к потере самого ценного ресурса — способных людей. Идет интенсивный процесс коммерциализация образования: возникли элитные формы платного образования, сформировались негосударственные коммерческие образовательные учреждения, утвердилась практика коммерческого приема в государственные учебные заведения, что приводит к дискриминации населения по образованию с вытекающими негативными социальными последствиями.

Таким образом, в сфере высшего образования в последние годы произошли крупные изменения, как позитивные, так и негативные. В частности, наблюдается тревожный разрыв между направлением эволюции высшего образования и проблемами социально-экономического развития республики. Преодолеть эти негативные тенденции и сформировать систему высшего образования, адекватную потребностям республики, призвано Министерство общего и профессионального образования Республики Северная Осетия-Алания. Столь сложную и важную задачу нельзя решать, не имея выверенной программы, согласованной по срокам, ресурсам и исполнителям. В такой программе должны быть четко обозначены важнейшие положения государственной политики республики в сфере профессионального образования, основные направления образовательной реформы, структурных преобразований, государственного регулирования экономики образования, необходимые меры (механизмы) для достижения важнейших приоритетов.

Однако сначала необходимо определить общую стратегию: из каких соображений выводятся приоритеты развития профессионального образования, на какие общие принципы опираются формирование и реализация образовательной политики? Иными словами, необходимо выработать и после широкого обсуждения принять правительственным решением образовательную доктрину — систему целей, общих принципов и положений формирования и реализации государственной образовательной политики.

Год тому назад, когда вопросы высших учебных заведений
были отнесены к ведению впоследствии спешно ликвидированного
Государственного комитета по науке и высшему образованию,
была разработана и мизерным тиражом (50 экз.) издана
“Доктрина высшего образования Республики Северная Осетия-
Алания”. Несколько расширенный вариант этого документа
предлагается здесь вниманию читателя.

Никакой ветер не может быть попутным

для того, кто не знает, куда плыть.

Пословица

1. КРАТКАЯ ФОРМУЛИРОВКА ДОКТРИНЫ

Высшее образование в Республике Северная Осетия-Алания -ведущий механизм воспроизводства общественного интеллекта (коллективного разума), необходимого и достаточного по своим качественным и количественным характеристикам для обеспечения устойчивого развития республики, включая общественно-политический, Высшее образование в Республике Северная Осетия-Алания — ведущий механизм социально-экономический и экологический аспекты.

Устойчивое развитие понимается как управляемая эволюция равновесной системной целостности — общества и вмещающего его ландшафта на основе коллективного разума. Таким образом, суть концепции устойчивого развития заключается в том, чтобы учитывая ограниченность восстановительных возможностей живой природы, вырабатывать основанные на глубоком знании и научном прогнозе управляющие воздействия, удерживающие социоприродную систему в пределах порога безопасности и возвращающие ее в состояние равновесия при любых внутренних изменениях или воздействиях внешней среды.

2. ОБОСНОВАНИЕ И КОНКРЕТИЗАЦИЯ ДОКТРИНЫ

Но именно в наше время стало

очевидным, что не только отдельный

человек может благодаря знанию

увеличить степень своей

самостоятельности, расширить

возможности выбора и взять свою

судьбу в собственные руки. В наши дни

это суждение распространяется на

целые народы. При коллективном

невежестве политическая и

экономическая независимость

превращаются в иллюзию.

Федерико Майор Сарагоса

Устойчивое развитие — управляемая равновесная эволюция природы и общества. Ведущие тенденции мирового развития в XXI веке определяются нарастанием глобального экологического кризиса. Естественные компенсаторные возможности нашей планеты, обеспечивающие равновесие общества и природы, подошли к пределу, и дальнейшее развитие конфликтного взаимодействия мирового хозяйства и биосферы Земли приведет к неминуемому краху человечества. Конференция ООН в Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию (1992 год) констатировала порочность существующей модели развития и сформировала императив перехода человечества к новой “модели устойчивого развития”. Модель экономической системы, в рамках которой пришли к своему благополучию развитые страны, не является устойчивой для богатых и не может быть повторена бедными. Неизбежны изменения политики всех государств, пересмотр характера производства и потребления, разрушающего системы, поддерживающие жизнь на Земле, регулирование численности населения. Мир должен стать другим, другими должны стать дипломатия и система международных отношений.

Под эгидой ООН происходит формирование структур и механизмов поддержки перехода всех стран мира к модели устойчивого развития. Однако в настоящее время ни у одной страны нет готовой модели устойчивого развития, поэтому происходит осмысление и формирование концепции устойчивого развития, наполнение ее конкретным содержанием. Суть концепции заключается в том, чтобы, учитывая ограниченность восстановительных возможностей живой природы, перейти от стихийных регуляторов развития к управляемому развитию цивилизации на основе коллективного разума. Управляющие воздействия, основанные на глубоком знании и научном прогнозе, удерживают систему в пределах порога безопасности и возвращают в состояние равновесия при любых внутренних изменениях или воздействиях внешней среды.

В основе концепции устойчивого развития положена идея сбалансированного управляемого развития триады: общество—экономика—природа. В соответствии с этим концепция включает три важнейших аспекта: этнокультурный, экономический, экологический.

Этнокультурный аспект — сохранение и развитие этнокультурного разнообразия. Глобальные социально-политические явления проявляются на региональном уровне в форме внутриэтнических процессов и взаимодействия этносов. В то же время одним из основных источников социальной конфликтогенности становится межэтническое взаимодействие. Межэтнический конфликт на фоне возможностей современных вооружений и потенциальной аварийности многих военных и промышленных объектов становится фактором разрушительного воздействия на природу, общество и культуру, несет в себе серьезную угрозу необратимого нарушения социоприродного равновесия. Следовательно, необходимым условием устойчивого развития является симбиозное сосуществование и бесконфликтное взаимодействие этносов.

Республика Северная Осетия-Алания и сама полиэтнична и находится в окружении самобытных кавказских народов, с которыми она постоянно взаимодействует. Основным системообразующим этносом в республике является осетинский этнос. Однако принцип равновесности требует баланса интересов всех этнических групп, как проживающих в Осетии, так и окружающих республику соседних народов. Именно, поэтому устойчивое развитие республики возможно только при полноценном развитие самобытной культурной жизни осетинского этноса, достижении межнационального согласия внутри республики и гармоничных отношений с соседними народами. Идеологическую основу движения в этом направлении составляют принципы социально-экономического равноправия, веротерпимости, гуманизма, уважения как прав конкретного человека, так и любых этнических групп и любого сообщества людей.

Именно поэтому выработка новой социальной философии, ее распространение, доведение ее до сознания каждого члена общества есть актуальная задача образования и, в особенности, высшего образования. Только образование и культура способны переориентировать энергию межэтнических столкновений на решение вопросов, жизненно важных для всех этнических групп региона, для всего человечества. Связанные с этим проблемы этнокультурного развития могут и должны решаться на путях духовного развития. Доступность всех ступеней образования, ликвидация дискриминации в образовании ведут к подъему образовательного ценза народа, формированию этнической терпимости на базе диалога культур. Эти положения основаны на народообъединяющей роли науки, культуры, образования. Кроме того, нахождение молодежи в образовательных учреждениях снижает давление безработицы, способствует ее должной социализации.

Экономический аспект — сохранение и развитие научно-технологического и инновационного потенциала. Разумеется, развитие культурной национальной жизни любого народа существенно зависит от его экономической состоятельности, от уровня жизни населения. Одновременно национально-региональная стратегия социально-экономического развития не должно противоречить мировым тенденциям. Особенности современного этапа научно-технического прогресса позволяют утверждать, что экономический рост и устойчивое развитие непосредственно связаны с развитием технологических и информационных ресурсов. Исходя из этого, следует принять следующее положение в качестве одного из основополагающих принципов концепции устойчивого развития: имея мало природных и человеческих ресурсов, Республика Северная Осетия-Алания обязана делать ставку на творческий потенциал народа, на создание конкурентоспособной, высокоэффективной, ресурсосберегающей экономики инновационного типа на основе преимущественного развития и распространения новых знаний и информационных технологий.

Постепенный переход на инновационный тип развития — один из основополагающих принципов реформирования экономики. Он основан на возрастании роли интеллектуальных ресурсов как основных экономических ресурсов и в соответствие с этим на превращение науки и образования в движущие силы социально-экономического развития. Инновационный процесс обусловлен научно-технической сферой и происходит в едином цикле наука—образование—производство—рынок.

Движущей силой технологических и информационных ресурсов является человеческий капитал, создаваемый образованием. Именно поэтому образование играет все возрастающую роль в повышении эффективности и конкурентоспособности экономики. Высшее образование призвано обеспечить опережающий рост качества интеллектуальных ресурсов экономики как ведущих ресурсов.

Итак, устойчивое развитие требует новой философии хозяйствования, основанной на возрастание роли интеллектуальных ресурсов как основных экономических ресурсов и, в соответствие с этим, превращение науки и образования в движущие силы инновационного типа социально-экономического развития.

Экологический аспект — сохранение и развитие биологического разнообразия. В Республике Северная Осетия-Алания, так же, как и во всем мире, происходит деградация биосферы. Причины — ограниченность невозобновляемых ресурсов, стремительное и нерациональное их использование, все возрастающее экологическое загрязнение биосферы вследствие хозяйственной деятельности человека. Становятся первостепенными знания, исследования и технологии в области защиты здоровья населения и его безопасности в условиях повышенной опасности от источников природного и техногенного характера.

Страны и народы, решая сегодняшние вопросы выживания, относят экологические издержки на счет будущих поколений. Каждое поколение обязано препятствовать необратимому и невосполнимому ущербу жизни на Земле, свободе и достоинству Человека, ибо будущие поколения имеют право на незагрязненную и неповрежденную землю.

Поэтому важнейшей задачей каждого поколения является
постоянная бдительность и разумная оценка технического
воздействия и новшеств, неблагоприятно влияющих на жизнь
Земли, экологическое равновесие и эволюцию человечества.
Логика развития требует перехода на экологически чистые
технологии, обеспечения замкнутых экологических циклов,
формирования комплексной переработки сырья, разумного
управляемого самоограничения всех стран и народов во имя
сохранения социоприродного равновесия.

Таким образом, концепция устойчивого развития требует
новой философии природы, нового системообразующего равновесного мышления, новых взаимоотношений с природой,
между людьми, между этносами, между государствами. Столь
глобальные изменения невозможны без единства образовательной
политики и экологической политики. Экологические проблемы
будут решаться на путях развития образования, в первую
очередь высшего образования, становления эко-образования.

Высшее образование — ведущий механизм воспроизводства общественного интеллекта. Главным противоречием современной эпохи, имеющим жизненно важное значение для всех стран и народов, является несоответствие общественного интеллекта (коллективного разума) потребностям устойчивого развития. Мир быстро меняется в направлении возрастающей системности и комплексности. Страны и народы стремятся друг к другу, становятся все более взаимосвязанными и взаимозависимыми. Всеобъемлющая хозяйственная интеграция делает мир похожим на единый и очень сложный организм. Однако как внутренний духовный мир индивидуального человека, так и совокупный общественный интеллект отстает в своем развитии от тех запросов, которых требуют быстро меняющийся внешний мир, устойчивость и управляемость развития. Несоответствие общественного бытия и общественного сознания становится источником разрушительных процессов как в глобальном измерении стран и государств, так и в локальном масштабе субрегионов, малочисленных народов и этнических образований.

Разрешение этого противоречия вызревает в конце XX века в форме синтетической цивилизационной революции. Синтетическая революция есть совокупность взаимосвязанных глубинных процессов, направленных на переход от энергетической цивилизации ХХ века к цивилизации общественного интеллекта, обеспечивающего устойчивое развитие в форме управляемой эволюции социоприродного единства. Важнейшими составляющими синтетической революции являются технологическая, информационная, экологическая, инновационная, человеческая революции.

Синтетическая революция естественно отражается на развитии образовательных систем. Именно в конце ХХ века созрели предпосылки образовательной революции, суть которой — формирование образовательного общества, отвечающего потребностям цивилизации общественного интеллекта. Возникли предпосылки возрождения универсализма и энциклопедизма образования. Особую роль в этом должно сыграть высшее образование как ведущий механизм воспроизводства общественного интеллекта. Этими параметрами и должны определятся институциональные преобразования и содержание становящегося нового качества образования. Высшая школа Республики Северная Осетия-Алания призвана осмыслить императивы образовательной революции, устойчивого развития и адекватно отреагировать на вызовы времени.

3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДОКТРИНЫ

Чрезвычайно важно, чтобы широкие

массы имели возможность видеть,

ощущать и испытывать – просвещенно и

интеллигентно – по крайней мере,

главные результаты того, что

происходит в научно-исследовательских

центрах, промышленности и в высших

учебных заведениях… Ибо речь идет о

достижениях, прямо или косвенно

проникающих во все щели общественной

и частной жизни, поэтому ограничение

доступа к научно-технологическим

знаниям ведет к серьезным социальным

осложнениям, к вымиранию философского

духа населения, и к интеллектуально-

культурному обнищанию нации.

Григорий Токати

Модель образования XXI века — это образовательное общество. Становление образовательного общества — ведущая тенденция развития, формирующаяся в конце XX века, тенденция, вытекающая из становления ведущей роли общественного интеллекта в цивилизованном развитии.

Образовательное общество есть общество, в котором образование становится условием жизни всех граждан общества на протяжении всей их жизни. В образовательном обществе все учреждения, хозяйственные организации выполняют функции образовательных систем, а образовательные технологии становятся важнейшими технологиями во всех организационных системах в условиях быстро обновляющейся окружающей среды. Становление образовательного общества как форма эволюции образования в XXI веке сопровождается становлением нового синтеза семьи и образования как двух важнейших социальных институтов и одновременно социогенетических механизмов. Семья все больше становится своеобразной системой, обеспечивающей реализацию современных систем воспитания и образовательных технологий.

Доктрина высшего образования Республики Северная Осетия-Алания исходит из категории образовательного общества, понимаемого как общество коллективного разума, и базируется на следующих принципах.

Народность. Главный ресурс республики — человеческий ресурс, развитый соответствующим образованием. Чем лучше учим в высших учебных заведениях, тем лучше будут наши идеологи, политики, ученые, управленцы. Чем выше средний уровень образованности народа, тем больше имеется шансов для успешных социальных, политических и экономических инноваций, а, значит, и больше возможностей для устойчивого социально-экономического развития. Поэтому организация системы высшего образования в Республике Северная Осетия-Алания исходит из его доступности для всех граждан республики, его массовости, обеспечения равных прав населения к получению высшего образования независимо от социальной дифференциации.

В настоящее время складывается негативная тенденция дискриминации населения по образованию. Это связано с формированием элитных форм платного образования. Преодоление этой тенденции — актуальная задача республиканских властей.

Государственность. Это означает ответственность государства за развитие высшего образования в республике, адекватное ее потребностям. Качество образования должна соответствовать задачам устойчивого социально-экономического развития. Главным источником финансирования высшего образования является бюджет (федеральный и республиканский). Расходы республиканского бюджета на науку и образование необходимо довести до 15 % (3 % — на науку, 4 % — на высшее и послевузовское образование, 8 % — на начальное и среднее образование). Государство обеспечивает право личности на образование, формируя условия доступности всех уровней образования для населения.

Интеграция с академической наукой. Наука — основа высшего образования, необходимое условие его высокого качества. В то же время высшее образование — основа воспроизводства кадрового потенциала науки. Сокращение разрыва между учебными пособиями и передовыми рубежами современной науки достигается путем развития интеграции высшей школы и академической науки. Поэтому фундаментальные исследования в республике должны быть организованы на базе высших учебных заведений и включены в систему академических исследований в России. Неразрывность развития научных исследований и высшего образования отражается в единстве научно-технической и образовательной политики Республики Северная Осетия-Алания.

Академические свободы и автономность. Автономия обеспечивает самоуправление и самоорганизацию высшей школы. Автономия — это свобода в выборе путей обновления, но это и обязательство совершать такой выбор в интересах общества. Автономия реализуется посредством утверждения принципа “академических свобод” как неотъемлемой части научного и образовательного процесса. Идейный плюрализм, терпимость и сотрудничество, свободное распространение информации о результатах, гипотезах и критических высказываниях обеспечивает наибольшую гарантию точности и объективности результатов научных исследований.

Непрерывность. Этот принцип рассматривает образование как многоэтапный непрекращающийся процесс. Функционирование динамичной наукоемкой экономики инновационного типа требует постоянного совершенствования человеческих ресурсов, вследствие чего необходимы образовательные циклы разной длины. Процесс обучения не заканчивается никогда. Охват образованием всей жизни человека ставит качественно новые проблемы, которые должны быть решены системой высшего образования.

Ориентация на региональное развитие. Высшее образование способно внести весомый вклад в социально-экономическое развитие республики. Роль высшего образования определяется его способностью обеспечивать опережающее развитие интеллектуальных ресурсов экономики как ведущих ресурсов в условиях роста ее наукоемкости. Кроме того, в высшей школе разрабатываются, осваиваются и совершенствуются технологии, которые можно и нужно ориентировать на местную проблематику. Организационной формой передачи технологий могут быть технологические парки, технологические и инновационные центры на базе высших учебных заведений, действующие по схеме: образование—исследования—технология—производство—рынок. Это предполагает тесное сотрудничество высших учебных заведений и государственных организаций с промышленностью и предпринимательством.

Укорененность в этнокультуре. Так как образование становится стилем жизни личности на протяжении всей жизни, то оно должно соответствовать структуре его духовного мира, обеспечивать воспроизводство этнокультурного архетипа. Иными словами, образование должно быть ярко национальным, воспитывающим. Сохранение и развитие разнообразных культур является условием их взаимного обогащения и прогрессивного развития человечества. Освоение мировой культуры происходит через призму глубокого понимания особенностей этнокультурного развития. Высшее образование в Республике Северная Осетия-Алания, интегрируясь с российской и мировой системой образования, в то же время опирается на духовную традицию и богатейшее культурное наследие осетинского народа. Международным научным сообществом признан тот факт, что осетинский народ — прямой наследник уникальной скифо-сармато-аланской цивилизации. Тем самым высшая школа Осетии ответственна перед человечеством за сохранение и всестороннее изучение этого духовно-культурного наследия, вовлечения его в мировой научный обиход. Особое внимание должно быть уделено сохранению и развитию осетинского языка — духовного стержня осетинского народа. Высшая школа Осетии несет также свою долю ответственности за признание осетинского языка как цивилизованного языка XXI столетия.

Интернационализация. Возрастающая системность мирового сообщества отражается на высшем образовании в виде объективного процесса интернационализации. Он способствует выявлению универсальных мировых инвариантов культуры и образования. Интернационализация проявляется в форме расширения и укрепления международных связей высших учебных заведений, интеграции образовательных систем мира. Интернационализация высшего образования имеет два важнейших аспекта: общекультурный и экономический. При выработке своей стратегии интернационализации высшие учебные заведения республики должны исходить из того, что они располагают богатыми возможностями культурных, научных, технологических и образовательных связей. Поэтому они могут способствовать притоку в республику новых идей и технологий, оригинальных методик принятия решений, а также инвестиций в научно-техническую и образовательную сферы. Необходимо освоить мировой опыт передачи технологий, экономической деятельности учебных заведений, благоприятного их воздействия на региональное развитие.

Диверсификация. С каждым днем растет уровень требований к системе образования со стороны все более широких слоев населения. Обеспечение многостороннего и разнообразного образования в соответствии с нашими потребностями. Проблемы высшего образования должны решаться не путем ограничительных дискриминационных мер, а через политику диверсификации обучения, которая увязывала бы потенциал сферы образования с нынешними и потенциальными потребностями рынка труда. Высшая школа должна чутко реагировать на любые изменения в требованиях к качеству трудовых ресурсов в виде гибкой и мобильной системы подготовки и переподготовки кадров. Образовательная система должна обеспечивать народнохозяйственный комплекс республики кадрами нужной квалификацией и в необходимом количестве. Таким образом, диверсификация связана с ростом разнообразных форм кооперации с наукой, производством, культурой, экономикой.

Инновационная направленность. Стратегия диверсификации должна иметь инновационную направленность. Это означает, что учебное заведение не ограничивается воспроизводством шаблонов поведения, передачей унаследованных ценностей и распространением накопленной информации. Напротив, оно постоянно открыто для новых достижений науки и техники, несет в себе современный дух новаторства и перемен, культивирует творческие способности и научный поиск. Происходит систематическая ликвидация устаревшего, постоянный поиск нового и иного.

Дух новаторства, культивируемый в высшем учебном заведении, выходит за его пределы и существенно влияет на инновационные процессы в экономике. Основная движущая сила инновационного процесса — человеческий капитал создается образованием. Это самый ценный ресурс, гораздо более важный, чем накопленные богатства или природные ресурсы. Именно поэтому необходимо взрастить новое поколение управленцев, способных направлять идеи и ресурсы туда, где они дают наибольший результат.

Опережающее развитие информатизации. Развитие человеческого капитала в современном обществе связано с информационными технологиями. Доступ к мировым информационным ресурсам через глобальные компьютерные сети (Internet) позволяет вытянуть уровень технологической культуры на уровень международных стандартов, создает принципиально новые возможности для новой деятельности как для отдельных граждан, так и для организаций, в области торговли, транспорта, образования, здравоохранения, культуры, экономики. В ближайшее время информационные технологии составят стержень государственной, деловой, интеллектуальной активности. Богатейший опыт человечества, заключенный в информационном ресурсе, может быть использован эффективно для целей социально-экономического развития через всеобъемлющий процесс информатизации. С информатизацией связаны также перспективы научного регулирования общества и управляемого развития. Таким образом, информатизация общества — одно из необходимых условий устойчивого социально-экономического развития.

Отсюда проистекает актуальная задача — опережающее развитие информатизации образования. Важнейшее направление здесь — развитие новых форм массового образования на основе новых информационных технологий, развитие научных и образовательных телекоммуникаций.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Грейсон Дж. К. мл., ОДелл К. Американский менеджмент на

пороге XXI века. М.: Экономика, 1991. 319 с.

2. Иванов П.М. Северный Кавказ. “Партия войны” и интересы

России. Нальчик, КБНЦ РАН, 1997. 286 с.

3. Реформа и развитие высшего образования. Юнеско, 1995.

4. Селезнева Н.А., Субетто А.И. (ред.) Новое качество

высшего образования в современной России. Концептуально-

программный подход. М.: Исследовательский центр проблем

качества подготовки специалистов. 1995. 199 с.

5. Токати Г.А. Наука, технология, культура образование.

Владикавказ, 1992. 31 с.

6. Урсул А.Д. Путь в ноосферу (Концепция выживания и

устойчивого развития цивилизации). М.: Луч, 1993. 274 с.

7. Федерико М.С. Завтра всегда поздно. М.: Прогресс, 1989.

318 с.