Ахсарбек ГАЛАЗОВ. Из книги “Пережитое”

В октябре 2009 года в издательстве «Фортуна Л» выходит в свет второе издание книги мемуаров Ахсарбека Галазова «Пережитое», дополненное третьей частью, которая называется «Возвращение». В ней первый президент Северной Осетии рассказывает о московском периоде своей жизни: о работе в общественно-политическом движении НДР, о создании и деятельности культурного фонда «Мир Кавказа», – а также делится своим пониманием тех процессов, которые происходят в современном мире. Представляем читателю фрагменты книги.

* * *

…Получилось так, что на рубеже тысячелетий и на Большом Кавказе, и в России, и в Европе, и в мире к выработке ответов на новые вызовы истории – всеобщей глобализации, международному и религиозному терроризму, межнациональному противостоянию, ксенофобии, неонацизму, массовой агрессии и преступным проявлениям в молодежной среде – не были привлечены деятели подлинной культуры, литературы, искусства.

В этом и вина государства, которое исключило из основных средств решения сложных человеческих проблем такую важную и ничем не заменимую составляющую как культура, и общества, политические институты которого в борьбе за власть утонули в общественной демагогии и потеряли культуру. В этом и несомненная вина самих деятелей культуры, которые обрадовались свободе и не заметили, как «новая либеральная» политика, пропитанная духом всеобщей коммерциализации и потребительства, разобщила их ряды, превратила культуру в декорацию, поставила интересы индивидуального благоденствия отдельного художника, отдельного театра или киностудии выше интересов самой культуры, разрушила традиционную для России идею служения художника обществу. Очень скоро деятели культуры утратили свой авторитет и влияние в обществе, оказались невостребованы и были обречены или торговать своим талантом, или вести честную, но нищую жизнь.

Сегодня во всем мире сложные проблемы, поставленные перед человечеством в XХI веке, пытаются решать политическими, экономическими и силовыми методами. Такой подход к вызовам истории не имеет перспективы, потому что напоминает работу пожарных, обеспокоенных только тушением уже возникших пожаров. Работа на перспективу – это работа с подрастающими поколениями. А она невозможна без культуры. Опыт моей политической деятельности в самый сложный период межнациональной конфронтации и войн на Кавказе утвердил меня во мнении, что основой и дальновидной политики, и эффективной экономики, и достойной человеческой жизни является культура.

Государства, образовавшиеся после распада Советского Союза, в их числе и многонациональная Россия, и их общественные институты, мятущиеся в поисках эфемерной национальной идеи, расплачиваются небывалым падением нравственности, массовой беспризорностью и безнадзорностью детей, устрашающим всплеском насилия в молодежной среде, тотальным уровнем криминализации общества за то, что они считали и продолжают считать культуру неким придатком политики и экономики. Больше того – за последние двадцать лет наметилась опасная тенденция подмены подлинной культуры ее суррогатом – «массовой культурой». Она выливается на людей через каналы телевидения, желтую прессу и популистскую литературу картинами непрекращающегося насилия, секса и стяжательства. Возможно, наивно, но именно в возрождении подлинной культуры в обществе: в литературе, в искусстве, в науке, в образовании – вся надежда на преодоление опасной тенденции нашего сложного, жестокого времени, которую не могу определить иначе, как деградация.

* * *

Первым общественно значимым проектом фонда стал «круглый стол» деятелей культуры по проблемам российско-кавказских отношений «Между Западом и Востоком. Россия и Кавказ на рубеже столетий». Он был задуман на длительную перспективу как собрание выдающихся представителей культуры Кавказа и России, озабоченных современными проблемами и готовых высказать свои суждения по их решению государственным и общественным организациям. Первое заседание «круглого стола» состоялось 12 октября 2001 года в Москве. Ему предшествовала большая подготовительная работа, в организации которой значительную роль сыграла Людмила Швецова. Она трижды проводила заседания оргкомитета, вовлекла в процесс подготовки «круглого стола» комитет общественных и межрегиональных связей и комитет по культуре г. Москвы, решила вопросы финансирования мероприятия, издания материалов «круглого стола». Вместе с сотрудниками фонда: Русланом Джопуа, Асланом Галазовым, Викторией Маликовой, Любовью Калининой, Мариной Сукуновой, Владимиром Гнусовым и другими, непосредственное участие в подготовке и проведении «круглого стола» приняли председатель комитета общественных и межрегиональных связей Владимир Андрианов, его заместитель Абрар Ярлыкапов, сотрудники комитета: Наталья Бондаренко, Татьяна Волгина, Омари Маргалитадзе, Эдуард Коман.

Нам удалось привлечь к участию в работе «круглого стола» известных деятелей культуры России и Кавказа, представителей посольств Азербайджана, Армении, Грузии в России, постоянных представителей республик, краев и области Северного Кавказа при президенте и правительстве РФ, руководителей национальных общественных организаций Москвы. На заседании выступили Людмила Швецова – первый заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы, председатель попечительского совета фонда; Фазиль Искандер – писатель, член президиума фонда; Михаил Залиханов – академик РАН, Герой Социалистического Труда, член попечительского совета фонда; Вячеслав Михайлов – зав. кафедрой внешнеполитической деятельности России Российской Академии госслужбы при президенте РФ, доктор наук, профессор, член попечительского совета фонда; Нина Ананиашвили – балерина Государственного академического Большого театра, народная артистка РФ; Гаджимурад Омаров – зам. председателя Комитета Госдумы РФ по культуре и туризму; Чингиз Гусейнов – писатель, профессор МГУ; Эдуард Баграмов – доктор философских наук, профессор, зам. директора института социально-политических исследований РАН, главный редактор журнала «Евразия»; Михаил Шемякин – художник, скульптор; Карен Шахназаров – кинорежиссер, директор киноконцерна «Мосфильм», член попечительского совета фонда; Гия Канчели – композитор, народный артист СССР, член президиума фонда; Хажбикар Боков – писатель, главный редактор журнала «Жизнь национальностей»; Ширвани Чалаев – композитор, народный артист РФ, член президиума фонда; Олег Басилашвили – актер, народный артист СССР; Расул Гамзатов – народный поэт Дагестана, председатель Союза писателей Республики Дагестан, Герой Социалистического Труда, член президиума фонда; Андрей Битов – писатель, президент Российского Пен-клуба, член президиума фонда; Елена Камбурова – певица, народная артистка РФ; Борис Коркмазов – зам. руководителя по науке библиографического информационного центра ООО «Мастер-книга»; Александр Эбаноидзе – писатель, главный редактор журнала «Дружба народов»; Лия Ахеджакова – актриса, народная артистка РФ; Заур Тутов – заслуженный артист РФ, народный артист Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской Республик; Мовсар Минцаев – солист Государственного академического Большого театра, заслуженный артист РФ, народный артист Чечено-Ингушской Республики; Абуезид Апаев – руководитель общества чечено-ингушской культуры «Даймокх».

Каждое выступление было по-своему значительным и знаковым, содержало озабоченность, связанную с разрывом российско-кавказских культурных связей, состоянием культуры и отношением к ней государства. Выступившая после меня Людмила Швецова, убежденная в том, что «изменить мир к лучшему невозможно без культуры», особое внимание уделила роли взаимосвязи, взаимопроникновения разных культур в деле единения и установления мира между народами:

«…В советское время, и об этом не следовало бы забывать, сформировалась многонациональная культура, ставшая достоянием широких масс. Давайте мысленно вернемся к тем временам, когда нас по праву считали самой читающей нацией в мире. Вспомним, что читали. Не только «Цемент» и «Железный поток», и не только Достоевского и Толстого. Нас добрее и мудрее, великодушнее делали грузинские, абхазские, дагестанские, осетинские, татарские, киргизские, башкирские, эстонские, литовские, белорусские, украинские, азербайджанские, армянские писатели. Это была очень высокая литература, позволявшая ближе узнать быт, историю, традиции и характер народов. Мы не просто узнавали, а в буквальном смысле слова проникались симпатиями к этим народам…

Наши беды сегодня во многом исходят от того, что мы механически прервали диалог культур. Насущная необходимость вернуться к этому диалогу в новых условиях абсолютно очевидна».1

Как всегда философски выверенным, оригинальным и по-кавказски образным и мудрым было выступление Фазиля Искандера «…Совесть – разум души». Каждое слово, каждая мысль в буквальном смысле западали в мозг, тревогой отзывались в сердце:

«…Мы живем в век кризиса мировой совести. Именно этим объясняется мировое неблагополучие… Государства не доверяют друг другу, не верят, что можно по совести договориться друг с другом. Национальный эгоизм, подозрительность повсюду побеждают. А между тем подозрительность – великий грех, признак болезни нашей совести.

…Все понимают, что нет любви к человечеству без любви к своему народу, но далеко не все понимают, что нет любви к своему народу без любви к человечеству. Каждый народ, даже самый малый, вплетает в «ковер человечества» свой неповторимый «узор». Надо помнить, только при сохранении всех «узоров» всех народов можно сказать, что Бог примет «ковер человечества». Если ты разрушаешь на общем «ковре человечества» «узор» другого народа, ты тем самым делаешь неприемлемым для Бога «узор» твоего собственного народа. Бог не примет «ковер», хотя бы с одним испорченным «узором»…».2

Тревожным предчувствием надвигавшегося бессмысленного противостояния России и Грузии и своеобразным призывом к политикам и руководителям государств остановить этот трагический процесс стало выступление Нины Ананиашвили:

«…Все зависит от того, какие цели мы преследуем. И Россия, и Грузия, и вообще весь Кавказ. Если цель – разъединить народы полностью, чтобы мы ничего общего не имели, то, наверное, эта цель постепенно достигается… Уже идет отторжение наших культур. Мне это ужасно обидно, потому что я не представляю себя без русской культуры, без русской литературы. Когда молодые люди этим не интересуются, это страшная боль для меня, для всех здесь присутствующих.

…Мы должны сказать свое слово. Его сила в огромной степени зависит от политики и позиции политиков. И я очень надеюсь, что мы будем все-таки услышаны, потому что очень много личных отношений, которые мы строили в течение многих лет, дают трещину».3

Участники «круглого стола» обращались к историческому опыту, говорили о благотворном воздействии «диалога культур» на нравственное оздоровление людей и на Кавказе, и в России. В решении сложных политических и социально-экономических российско-кавказских проблем профессор Эдуард Баграмов значительную роль отводил использованию огромного культурного капитала, накопленного народами России и Кавказа на протяжении столетий:

«…Народы России и Кавказа – это носители подлинной культуры и подлинных ценностей, проверенных жизненными испытаниями… Именно эти ценности делают народы жизнеспособными и позволяют им преодолеть тревоги и трудности нынешних времен».4

Эта мысль проходила через все выступления. Она была обращена не только к государствам, политикам и общественным организациям. Она была обращена и к самим деятелям культуры, требовала от них более активной жизненной позиции. Об этом очень убедительно говорил в выступлении «Нам надо снова найти дорогу друг к другу» Ширвани Чалаев:

«Конечно, культура – музыка, литература – не может сразу остановить войны, столкновения, но все-таки культура всегда может посеять добрые семена в душах людей. И знание собственного народа из глубины, любовь к нему не ради себя, а ради этого народа, спасли бы наши народы от тех кровопролитий, которые были, есть и, боюсь, будут».5

Я знал, что мой друг, великий поэт Кавказа и России Расул Гамзатов серьезно болен и находится в больнице, не рассчитывал на его участие в нашем форуме. Но посчитал необходимым позвонить ему в Махачкалу и посоветоваться с ним. Расул заверил меня, что «ради встречи со своими московскими друзьями на это время он отменит свою болезнь.» Он сдержал свое слово. Хотя ему трудно было двигаться и говорить, 10 октября 2001 года он очень тепло принял меня в своей московской квартире. В день проведения заседания «круглого стола» врачи категорически запретили ему какие-либо активные действия, требовали немедленной госпитализации. Но он не выполнил требования врачей. Расул пришел на заседание «круглого стола». И поступил правильно. Ему трудно было говорить, но он сказал. Сказал одно из своих последних слов. Это Слово было мудрым, значительным, емким. Это было своеобразное завещание великого поэта и гражданина Мира Расула Гамзатова живущим и растущим поколениям россиян и кавказцев:

«…Нам мешают лозунги, которые мы бездумно повторяем: «Свобода, независимость, суверенитет». Тысячелетиями мы боролись за свободу своих народов. А получили свободу – кто свободен? Добились независимости – кто независим? Это нищая свобода и кровавая независимость. Что касается Дагестана, то Дагестан добровольно в Россию не входил и добровольно из России не выйдет. Независимых людей, наций, независимых стран нет. Разве можем мы быть независимы от вас, от соседей, от друзей?

…У кавказских народов была единая семья. Это единство нарушилось. Но нам на роду написано жить вместе. Вместе нам было хорошо, и вместе нам будет лучше…»6

Об этом же, но в другом ключе говорил Андрей Битов, классик русской литературы, продолживший в своем творчестве пушкинскую традицию отношения к Кавказу:

«…Мы этот капитал – дружбу – имеем. И о нем надо печься без разговора о том, что мы потеряли что-то вместе с системой. Не вместе с системой. Это было наше. Нашим оно и должно оставаться».7

С тревогой, но и с надеждой на духовное возрождение общества говорила Елена Камбурова:

«Беда не в том, что гениальная музыка и литература не влияют на ход человеческой истории. А беда в том, что людей в очень малой степени учат слышать, видеть и чувствовать их. Плоды культуры велики, но – увы! – плоды отсутствия воспитания восприятия культуры куда более результативны. Говорю об этом с надеждой на духовное возрождение человечества на всей земле».8

Наш «круглый стол проходил сразу же после страшной трагедии в США 11 сентября 2001 года. В это же время происходили тревожные события в Грузии. Озабоченность этим и стремление предотвратить разрыв веками складывавшихся российско-грузинских отношений высказал Гия Канчели:

«Страсти накаляются. Зная, что мы в заключение нашей встречи выработаем какое-то обращение, я подумал, что, может быть, стоит обратиться к президентам России и Грузии с просьбой вмешаться и предотвратить то непоправимое, что может усугубить взаимоотношения между нашими странами».9

Участники «круглого стола» прислушались к предложению великого композитора, приняли обращение, которое подписали все участники «круглого стола». Они вправе были рассчитывать, что их «ОБРАЩЕНИЕ ко всем деятелям культуры, представителям бизнеса, главам государств, руководителям республик, краев и областей, общественности Кавказа и России» дойдет и до президентов Грузии и России:

«Мы, участники “круглого стола”, созванного по инициативе Регионального общественного фонда содействия развитию культуры «Мир Кавказа», собрались в столице Российской Федерации, чтобы призвать людей к миру и согласию.

Распад СССР наиболее трагично сказался на судьбе Кавказа, породив проблему разделенных народов, территориальные споры и межэтническую вражду. Десятилетие ненависти и насилия превратило этот уникальный, некогда цветущий край, известный своим гостеприимством, в постоянный очаг напряжения, страдания и отчаяния.

Сегодня Кавказ остро переживает последствия многочисленных войн и межэтнических конфликтов, испытывает тяжелейший политический, экономический и социальный кризис.

К бедственному состоянию пришла культура Кавказа. Прервалась веками складывавшаяся кавказская традиция в русской литературе. Деятели искусства, науки и образования в этот критический момент истории оказались разобщенными, невостребованными. На Кавказе выросло целое поколение молодых людей, сформированных эпохой безвременья и духовного вакуума, «героями» которой стали полевые командиры и бандиты. Особое беспокойство вызывает искаженное негативное изображение и восприятие образа России на Кавказе, Кавказа – в России.

Положение усугубляется сложившимся принципом остаточного государственного финансирования культуры, крайне слабой поддержкой культуры Кавказа спонсорами.

Мы убеждены, что для решения кавказских и российско-кавказских проблем нужны новые подходы. Горький исторический опыт, связанный с бесцельно пролитой в межэтнических войнах человеческой кровью, страданиями сотен тысяч людей, ставших заложниками преступной политики национал-экстремистов, приводит к осознанию истины: на Кавказе проблемы решает не человек с ружьем, а человек с умом.

В это сложное время именно культура – источник мудрости поколений, восстанавливая традиции эстетического и этического воздействия на людей средствами искусства, может стать в центре решения наиболее сложных, психологически мотивированных проблем тем стержнем, той нравственной основой, на которых утвердятся духовность, мир и согласие.

В решении этой задачи необходимо опереться на исторический опыт, вспомнить, какую положительную роль сыграла культура во взаимодействии народов России и Кавказа в прошлом.

Ключом к решению современных острых кавказских проблем является осознание исторической реальности: Кавказ многолик, но един. Многочисленные народы, которые веками проживают на этой крохотной, но благодатной земле, не только воевали между собой, но искали и создавали пути, ведущие к сотрудничеству в экономике и культуре. Именно это обстоятельство во многом помогло сохранить человечеству уникальные кавказские этносы с их неповторимой культурой и традициями, удивлявшими и покорявшими умы великих европейцев и таких гигантов русской культуры, как А. Пушкин, М. Лермонтов, Л. Толстой и многих других.

Кавказ располагает огромным творческим потенциалом. Писатели, композиторы, музыканты, артисты, художники, ученые, представляющие все народы Кавказа, известны в России и в мире. Между тем, сегодня мощнейшие культурные рычаги, исторически доказавшие свое решающее значение в преодолении кризиса, практически бездействуют. Творческие связи между деятелями культуры Кавказа и России по сути прерваны.

В этих условиях мы считаем крайне важной инициативу культурного фонда «Мир Кавказа», направленную на поддержку и развитие культурной среды Кавказа, возрождение традиций активного взаимодействия творческих сил Кавказа и России. В решении этих благородных задач мы рассчитываем на помощь всех тех, кто обеспокоен судьбой Кавказа и готов внести свой вклад в установление мира и стабильности на этой благодатной земле.

Кавказ – величественный и прекрасный – частица нашей общей Родины. Кровавые конфликты на территории Кавказа – наша общая боль. Мы призываем деятелей культуры, представителей бизнеса, глав государств, руководителей республик, краев, областей, общественность Кавказа и России объединить свои силы во имя достижения благородной цели – сделать Кавказ мирным и процветающим.

Если во весь голос заговорят музы, пушки на Кавказе замолчат.

Нина Ананиашвили, Абуезид Апаев, Сергей Арутюнов, Лия Ахеджакова, Белла Ахмадулина, Эдуард Баграмов, Владимир Бароев, Юрий Башмет, Андрей Битов, Олег Басилашвили, Таймураз Боллоев, Хажбикар Боков, Расул Гамзатов, Лазарь Гадаев, Ахсарбек Галазов, Валерий Гергиев, Мусса Гешаев, Амурбек Гобашиев, Дмитрий Горбунцов, Чингиз Гусейнов, Михаил Залиханов, Вероника Дударова, Рустам Ибрагимбеков, Фазиль Искандер, Борис Калоев, Елена Камбурова, Гия Канчели, Владимир Кинелев, Андрей Костин, Борис Коркмазов, Борис Мессерер, Вячеслав Михайлов, Моусар Минцаев, Стас Намин, Юрий Норштейн, Гаджимурад Омаров, Владимир Панченко, Глеб Панфилов, Анатолий Приставкин, Борис Рогатин, Владимир Соскиев, Заур Тутов, Зураб Церетели, Ширвани Чалаев, Карен Шахназаров, Инна Чурикова, Людмила Швецова, Михаил Шемякин, Александр Эбаноидзе.

Москва, 12 октября 2001 г.»

* * *

Работа над каждым новым проектом нашей комплексной программы была связана со многими сложными проблемами: определение руководителей и исполнителей проекта, переговоры с участниками и их привлечение в творческий процесс, поиск и выбор соответствующей творческой производственной базы, нахождение спонсоров и др. Решение каждой из этих проблем требовало многократных встреч с разными людьми, обращений в разные государственные и общественные организации, выработки документов, обосновывающих важность реализации предлагаемого проекта и заинтересованность в нем соответствующей организации.

Особенно сложно было убеждать государственных чиновников и руководителей бизнесструктур в необходимости для государства реализации культурных проектов, направленных на восстановление российско-кавказских культурных связей и установление мира и согласия между народами средствами культуры. После некоторых встреч с «важными государственными особами» и отгородившимися от человеческих забот бизнесменами опускались руки, возникало чувство безысходности и желание отказаться от всего задуманного. Но потом из десятка людей, облеченных властью и располагающих деньгами, появлялся один человек, который своим вниманием, заинтересованностью, добрым отношением снимал напряжение и убеждал тебя в необходимости продолжать начатое благородное дело.

* * *

Главным источником духовной зарядки для меня в эти годы стали деятели культуры: ученые, писатели, музыканты, художники. Белла Ахмадулина, Андрей Битов, Юрий Башмет, Валерий Гергиев, Расул Гамзатов, Вероника Дударова, Армен Джигарханян, Фазиль Искандер, Георгий Данелия, Гия Канчели, Владимир Соскиев, Ширвани Чалаев… Это был другой мир. Мир подлинной культуры, лишенный фальши, властных амбиций. Я знал творчество каждого из них. Возможность личного общения с ними я получил только теперь. Великие в своем творчестве, они в непосредственном общении оказались очень простыми, очень земными людьми. С ними можно было говорить о всех жизненных проблемах, не опасаясь выглядеть глупцом или несмышленышем. Они внимательно слушали, соглашались или возражали, но все это делали с неподдельным тактом и уважением к собеседнику. Каждая встреча с Расулом Гамзатовым, Фазилем Искандером, Андреем Битовым, Вероникой Дударовой, Арменом Джигарханяном, Беллой Ахмадулиной и другими представителями настоящей культуры – это нравственный урок, который усваивается навсегда и независимо от твоей воли вписывается в твою жизнь. Мне было легко и интересно с ними. Постепенно я стал забывать о той затхлой, пропитанной фальшью и жалкими властными устремлениями политической среде, в которой находился долгие годы и из которой недавно вышел. Читая в газетах, слушая по радио и телевидению материалы об очередных выборных страстях и махинациях, с ужасом вспоминал о том, что когда-то и сам был участником этого политического фарса.

* * *

17 февраля 2006 г. при поддержке комитета межрегиональных связей и национальной политики г. Москвы мы провели второе заседание «круглого стола» «Между Западом и Востоком. Россия и Кавказ на рубеже столетий» на общую тему «Россия и Кавказ в ХХI веке». Для обсуждения были предложены две темы: «Россия и Кавказ в контексте глобальных процессов», «Роль культуры и искусства в установлении мира и нормализации социально-психологического климата на Кавказе и в России». Они нашли отражение в выступлениях таких известных деятелей науки, культуры и искусства, как Белла Ахмадулина, Фазу Алиева, Юрий Башмет, Элина Быстрицкая, Эдуард Баграмов, Андрей Битов, Хажбикар Боков, Валерий Гергиев, Шапи Казиев, Елена Камбурова, Юрий Карпов, Вячеслав Михайлов, Ширвани Чалаев, Александр Эбаноидзе и других. В ходе обсуждения участники «круглого стола» поставили вопросы, затрагивающие пути выживания национальных культур в обезличенном техногенном мире; перспективы культурного взаимодействия народов России и Кавказа; современные тенденции развития общественной мысли, литературы и других направлений на Кавказе и в России; поиски оснований для возрождения этнокультурного сближения России и Кавказа; роль литературы и искусства в преодолении русофобских представлений, а также негативных стереотипов народов Кавказа в сознании россиян; ответственность интеллигенции России и Кавказа за сохранение общего культурно-исторического и духовного наследия для растущих поколений.

По итогам работы «круглого стола» его участниками было принято обращение к президентам России, Азербайджана, Армении, Грузии, руководителям республик, краев и области Кавказа, общественным и творческим организациям России и Кавказа. В работе «круглого стола» не смогли принять участие такие видные деятели культуры, как Даниил Гранин, Фазиль Искандер, Гия Канчели, Анатолий Приставкин, Армен Джигарханян, Дагун Омаев, но они попросили считать себя его участниками, поддержали обращение и подписали его. Сборник материалов «круглого стола» и телевизионный документальный фильм, которые мы подготовили, отражают творческий дух обсуждения поставленных на заседании вопросов и обеспокоенность участников «круглого стола» проблемами российско-кавказских отношений.

«Круглый стол» по предложению Людмилы Швецовой мы проводили в здании «Нового Манежа», где проходила выставка «Женщины Кавказа в фотографиях, живописи, скульптуре, графике». Это было правильно, потому что материал выставки давал дополнительный духовный заряд участникам дискуссии. Своеобразным камертоном, объединяющим «круглый стол» и выставку в единое целое, стали слова выдающегося кинорежиссера, народного артиста СССР Георгия Данелия в интервью перед началом заседания: «Хотелось бы, чтобы в ХХI веке отношения между Россией и Кавказом были такими же хорошими, как прекрасна выставка «Женщины Кавказа».

В своем обращении к читателям сборника мэр Москвы Юрий Лужков, под патронажем которого проходили «круглый стол» и выставка, утверждал:

«Россия всегда воспринималась единым живым организмом, включающим в себя географический, государственный, религиозный и языковой факторы. Совокупность всех форм жизнедеятельности создавало великое и вседоступное культурное пространство. По сути, морально-нравственная база у всех народов России и в целом Кавказа одинакова. Почему бы не сохранять и не развивать эту базу? Сегодня речь должна идти не только о согласовании взаимных интересов, но и о стремлении сохранить то, что веками создавалось усилиями наших предков. Возможно, в силу своего культурно-исторического и географического положения Россия сможет стать «ключом» к восстановлению утраченного равновесия народов и природной среды…»10

Раскрывая многовековой процесс взаимодействия и взаимообогащения культур народов Кавказа и России, против зарубежных и российских политиков, стремящихся отторгнуть Кавказ от России, в своем выступлении проникновенно говорила Людмила Швецова: «…Главное – нельзя отдавать врагам не только высоты, но и сердца. Нельзя сдавать без боя и нашу историческую память. Кое-кто пытается ее извратить. Цель этих попыток, предпринимаемых в нашей стране и, особенно, за рубежом, заключена в одном – оторвать народы Северного Кавказа от России, замолчать наши многовековые традиции дружбы и братства, гиперболизировать значение отдельных драматических страниц общей истории…»11

Поддерживая общую направленность дискуссии и заданный тон обсуждения, Валерий Гергиев совершенно верно говорил о вовлечении в решение самых сложных российско-кавказских проблем творческой молодежи:

«…Мне кажется, надо подумать о том, чтобы любая акция, которая идет на пользу общего дела на Кавказе, да и в России, чтобы она обязательно включала молодых до 33 лет. Это должны быть молодые люди, которые представляют прежде всего тех, кто живет на Кавказе. Это им завтра-послезавтра решать, каким будет Кавказ. Конечно, никто не хочет, чтобы Россия потеряла этот великий край. Я это считаю очень маловероятным, думаю, что этого не произойдет… Я очень хотел бы, чтобы мы прежде всего и более всего думали о том, как продолжить наш диалог и обязательно говорить прямо и серьезно с самыми молодыми».12

Очень коротким, но емким и эмоционально-требовательным было выступление Юрия Башмета, обращенное в первую очередь к деятелям культуры:

«…Когда видишь, как ссорятся и ругаются люди, которые любили друг друга, становится очень больно – ведь ты видишь, как они рушат собственные судьбы, уничтожают собственные души. Еще больнее, когда это происходит с народами, потому что тогда ломаются судьбы многих тысяч людей, и они ничего не могут с этим поделать. Или могут? Наверное, все-таки могут, если сумеют стать терпимее, добрее, простить друг другу какие-то ошибки. Все мы должны думать о том, как вернуть мир и взаимоуважение нашим народам, что каждый может для этого сделать».13

Как всегда проникновенным и эмоциональным было выступление Ширвани Чалаева:

«…Россия и Кавказ! Сейчас это, возможно, самый животрепещущий вопрос времени. Слишком лакомый кусок в глобальной политике. Оторвать Кавказ от России – голубая мечта большой политики. Народы Кавказа, малые народы всегда тянулись к России, к ее великой культуре. Это и является основой нашей надежды, нашего будущего…».14

Свое выступление Белла Ахмадулина начала с чтения своего перевода стихотворения выдающегося грузинского поэта Симона Чиковани «Молитва во время бомбежки». Перевод и чтение были настолько изумительными, что они затронули сердце заместителя мэра Москвы в правительстве Москвы Валерия Виноградова, и он выразил свою готовность помочь нам издать сборник «Поэзия народов Кавказа в переводах Беллы Ахмадулиной». Свое выступление Белла Ахмадулина заканчивала очень трогательным и волнующим признанием:

«…И теперь, когда жизнь моя уже имеет опыт многих лет, мне просто хотелось бы, чтобы конец ее был достойным. И мне было бы нисколько не жаль эту жизнь использовать для того, чтобы любовь и нежность каким-то спасительным туманом заслонили глаза того, кто уже избрал обреченную мишень. Но я еще старалась служить переводу, я упивалась переводом. Мне хотелось, чтобы дивная речь другого народа звучала на моем языке, чтобы она была упоительной…».15

Читатель сборника «Поэзия народов Кавказа в переводах Беллы Ахмадулиной», изданного нами при поддержке правительства Москвы к семидесятилетию со дня рождения поэта, может убедиться, что Белла Ахатовна «дивную речь» поэзии грузинского, армянского, абхазского, балкарского народов заставила так же дивно и упоительно звучать на русском языке.

О деятельном начале в творчестве говорил Владимир Соскиев:

«…Нам сегодня нужны не фразы и общие разглагольствования о высоких материях, а деятельность реальная, сознательная в области культуры. Более всего мы страдаем от отсутствия чувства меры и благоразумной предусмотрительности. Это в первую очередь относится к политикам и государственным деятелям. Сегодня на Кавказе обстановка настолько напряженная, что каждое необдуманное слово, каждый неосторожный шаг со стороны политиков может иметь роковые последствия…».16

О великой силе русского языка, который объединил культуру наших народов, говорил Андрей Битов:

«…Империя – это такой котел, в котором сварились народы так, что уже разделять нас невозможно, это будет только кровь и только гибель. Это один народ. У нас есть одно достояние общее, хотя между собой мы можем говорить на разных наречиях, у нас есть русский язык. Вот за него помолитесь и за то, что мы хоть что-нибудь поймем…»17

Об объединяющей силе культуры и необходимости сохранения ее национальных корней убедительно говорила народный поэт Дагестана Фазу Алиева:

«…Культура – это мост, который от одного сердца к другим сердцам прокладывает дорогу, объединяет наши души, наши мечты. Это радуга, которая стирает грани между небом и землей; это ручьи, которые вытекают из чистых родников, образуют реки, которые потом впадают в громадные моря и океаны. Но, оказавшись в море, эти ручейки должны сохранять свое течение. Культура не должна терять своей национальной окраски».18

Вячеслав Михайлов утверждал, что Кавказ – это один из живительных родников русской культуры, питающих мировую культуру:

«…Этнические конфликты, разрывающие Кавказ, – это не только проблемы внутрикавказские и внутрироссийские. Это проблемы геополитические, затрагивающие межгосударственные и межцивилизационные отношения, национальную безопасность России и Закавказья. В этой связи наш форум работников культуры, которые представляют Россию и Кавказ, мог бы оказать влияние на формирование совместной народной дипломатии России и Закавказья по разрешению конфликтов в регионе, проведению согласованной внешнеполитической и внешнеэкономической политики, которая отвечала бы интересам народов».19

Народный артист Российской Федерации Муса Дудаев, яркий представитель чеченского народа, эмоционально обращался ко всем жителям России:

«…Народы России! Мы самой судьбой приговорены жить вместе. Нам некуда друг от друга бежать, да и не нужно это. Давайте вглядимся друг в друга теплым взглядом, добрым сердцем, красивыми намерениями! Вернем улыбку на лица наших матерей, и все образумится. Пусть улыбнутся даже те, которых с нами давно нет, от наших добрых дел для друг друга».20

Шапи Казиев в своем выступлении убеждал, что культура – лучший миротворец:

«…Я убежден, что самой верной нитью Ариадны является культура. Культура – уникальное достояние человечества, движущая сила его духовного прогресса, и это нетленный мост между народами. Настоящее искусство очищает и возвышает народы, прививает им культурный иммунитет. Когда культура оттесняется на периферию общественных процессов, вакуум заполняет варварство, ведущее к разрушению общества».21

Расул Гамзатов дал высокую оценку первому заседанию нашего «круглого стола» и на одной из наших последних встреч обещал мне побороть болезнь и принять участие во втором заседании. Не получилось. Но мы с согласия всех участников «круглого стола» поместили в нашем сборнике последнюю, исповедальную поэму поэта «Времена и дороги» в великолепном переводе Шапи Казиева. Я привожу всего несколько строк из нее, проникнутых болью за развал великой страны и нравственную деградацию людей:

… Пока кругом неслось на все лады:

Дзержинский, миновало ваше время! –

Лукавых мудрецов лихое племя

Распродало Вишневые сады.

Нам новые законы написали,

И принялись по-своему рулить,

Да так, что все сумели растащить…

А виноватых нет… И не искали.

Как партизаны, в Беловежской пуще

Биллиардисты били по шарам.

И разогнали по своим углам

Пятнадцать неделившихся республик.

…Достоинство таится, точно вор.

Народу много – но людей так мало.

В пыли любовь, и схоронили славу.

Но мы без них – уже не дети гор.

Чины, чины, чины, чтоб им пропасть,

Честь отдающим кошелькам бездонным.

Пусть знать и челядь сгинут в брани кровной,

Закрыв свою прожорливую пасть.

Летать рожденных ползать научили,

Рожденных ползать – вижу в облаках.

Есть ноги из голов, прости Аллах,

И головы, которые ногами были…»22

Свое выступление, которое открывало «круглый стол» и должно было, помимо прочего, очертить круг проблем, предлагаемых к обсуждению, я назвал так: «Российско-кавказские культурные связи требуют своего ренессанса». Так я думал тогда, так продолжаю думать и сегодня. Проблемы, волновавшие меня в то время, сегодня только обострились. Привожу сокращенный вариант этого выступления:

…Кавказ и Россия связаны жизненно важными, многовековыми культурно-историческими связями. Разрыв этих связей, непонимание мощного потенциала этих связей на фоне мирового кризиса, свидетелями которого мы являемся, ставят под угрозу мир, процветание и само существование как Кавказа, так и России.

Кавказ без России рискует оказаться вечно тлеющим очагом нестабильности, разменной монетой в глобальной политической игре.

Россия же без Кавказа не сможет играть в мировой политике ту ответственную, важную для всего современного мира роль, которая ей предназначена географией, историей, культурой. Это роль медиатора, балансира в сложных, острых, противоречивых отношениях Запада и Востока, Европы и Азии. Сегодня эта ответственность России перед мировой историей особенно велика. Во всем мире мы наблюдаем угрожающую тенденцию эскалации культурного, религиозного, этнического противостояния по линии Запад–Восток. Задача России – помочь Западу и Востоку понять друг друга. Почему? Потому что в мире нет другой страны, которая бы так глубоко и естественно сочетала в себе и культуру Запада, и культуру Востока.

Кавказ же являет собой как бы уменьшенную модель современного мира, в котором границы между народами приблизились вплотную друг к другу и который стал слишком тесен и хрупок. Мира, в котором необходимо научиться жить в согласии, если мы хотим, чтобы жизнь на земле продолжалась.

Проблемы Кавказа и в политической, и в экономической, и в социальной сферах непосредственно связаны с Россией. И по моему глубокому убеждению, ни одну из острейших кавказских проблем невозможно решить без заинтересованного отношения к ним и активного участия в них России. При этом лидерам государств и политических партий не следует закрывать глаза на те процессы, которые объективно протекают на Кавказе и в России в постсоветское время.

К 2000 году стали активно проявляться и действовать тенденции и факторы, которые можно рассматривать как печальный результат кровавой эпохи распада, межнациональных войн и противостояния между братскими народами бывшего СССР. Новое поколение людей, сформированных этой эпохой, вступило в жизнь. Тенденции стали реальностью. Реальностью стали тысячи и тысячи молодых людей на Кавказе, зараженных губительным вирусом национального и религиозного экстремизма. Реальностью стали тысячи неофашистов, скинхедов в России. Реальностью стали убийства и погромы на почве национальной, расовой и религиозной нетерпимости. Реальностью стали чудовищные, невероятные по своей жестокости и цинизму террористические акты. Реальностью стало новое общество – общество потребления, безразличное и безответственное, развращенное идеей легкого обогащения, внезапного успеха, личного комфорта.

Для многих людей, в первую очередь это касается интеллигенции, деятелей культуры, стало очевидно, что самый страшный удар нанесен по нравственным устоям, общей культуре человека, его духовному основанию, его системе ценностей, его совести. Без возрождения культуры, без широкомасштабного наступления подлинной культуры на антикультуру, мягко именуемую некоторыми политиками и журналистами массовой культурой, нас ожидает нравственная катастрофа.

В культуре заложен мощный потенциал возрождения, огромный заряд жизненной силы, мудрости, здравого смысла – всего того, что на протяжении истории человеческого общества помогало ему преодолевать самые трагические свои периоды и возрождаться для новой, лучшей жизни. Так было в средние века, когда лучшие умы Европы обратились к идеалам античности и создали великие произведения эпохи Возрождения. Так было и в годы Великой отечественной войны, когда на борьбу с фашизмом были мобилизованы не только солдаты и офицеры, не только население страны, но и писатели, композиторы, художники – вся многоязыкая и многоликая культура страны.

Сегодня во всем мире говорят о борьбе с терроризмом. К большому сожалению, очень часто под этой борьбой подразумевают лишь силовые и экономические меры. При этом забывают о том, что главная опасность исходит не от исполнителей терактов, а от идеологов экстремизма, расовой и религиозной нетерпимости. Мы не всегда осознаем, что террористические акты совершают не старики, а молодые люди, попавшие в сети идеологов межнациональной и межрелигиозной розни. Нужно решительно бороться за умы и души молодых людей, чтобы армия террора не пополнялась. Полномасштабно, всеобъемлюще это может делать только культура. Культура устанавливает внутренние законы, воспитывает внутренних стражей в человеке. Культура делает так, что двери можно держать открытыми, не опасаясь воровства и разбоя.

Для развития культуры любого народа, большого или малого, требуется освоение культуры других народов. Другая культура не только не является помехой для развития культуры данного народа, но является необходимым его условием. То, что называется «культурным обменом» и «диалогом культур» – это вещи, которые хоть и утратили свежесть для нашего слуха, но не потеряли своей актуальности. Если мы говорим о необходимости восстановления единого российско-кавказского культурного пространства, то потому, что этот процесс востребован временем, и мы должны всемерно ему содействовать.

Российско-кавказские культурные связи требуют своего Ренессанса. Но он не наступит сам собой. И задача деятелей культуры сегодня заключается, на мой взгляд, и в том, чтобы неустанно напоминать о важности и действенности культуры в решении актуальных проблем современности. Сегодня за нашим «круглым столом» собрались деятели культуры, известные не только в России, но и во всем мире, которые скажут свое слово. Я надеюсь, что это слово в защиту культуры и мира будет услышано.

К сожалению, сегодня мощнейшие механизмы культуры, воспитывающие и направляющие человека, придающие смысл его жизни и деятельности, в решении стратегических вопросов российско-кавказских отношений используются крайне неэффективно. Подлинная культура, воспитывающая и развивающая человека, загнана в подполье. Фронт ее влияния крайне узок. В то время как псевдокультура, оглупляющая и развращающая человека, спекулирующая на его самых низменных страстях, сегодня празднует нескончаемый бал и обрушивается на нас такой лавиной, от которой невозможно укрыться.

Требуется энергичная государственная политика, направленная на восстановление разорванных культурных связей и активизацию культурного взаимодействия между Кавказом и Россией. Необходимы широкомасштабные долгосрочные проекты в области культуры и искусства: литературы, театра, музыкального и изобразительного искусств, библиотечного дела и народного творчества.

Необходимо современное и талантливое прочтение произведений классиков русской литературы, связанных с кавказской темой, произведений кавказских авторов; нужно обратиться к освоению богатейшего народного творчества Кавказа через театр, кино, телевидение.

Движение культуры должно стать полноводной рекой, очищающей и возрождающей. Наше движение – это маленький ручеек. Но и этому ручейку нельзя дать иссохнуть. У нас есть программа, которая называется «Культура против войны». Мы ее осуществляем по мере сил и будем осуществлять, даже если это будет только ручейком. Я знаю, что таких ручейков много. Верю, что они сольются и станут полноводной рекой.

Наш фонд не занимается политикой. И в то же время он проводит политику. Это политика мира, это политика установления согласия между людьми через культуру. Это политика, направленная на осознание культурно-исторической общности народов Кавказа и России как величайшего богатства, которое должно быть использовано на благо этих народов…»23

По предложению народной артистки СССР Элины Быстрицкой было принято Обращение. Она заявила: «…Наш форум очень значительный и, может быть, нам выпустить открытое обращение к нашим народам, может быть, и к нашим руководителям о том, что культура – эта та дорога, которая обязательно приведет нас к единству».24

О Б Р А Щ Е Н И Е

Участников «круглого стола» «Россия и Кавказ в ХХ1 веке» к президентам России, Азербайджана, Армении, Грузии, руководителям республик, краев и области Кавказа, общественным и творческим организациям России и Кавказа

Прошло более пяти лет с того дня, как участники «круглого стола» «Между Западом и Востоком. Россия и Кавказ на рубеже столетий» обратились к народам России и Кавказа с призывом к миру и согласию. За этот период многое изменилось в России, на Кавказе и в мире в целом.

Новое качество ситуации в мире связано с усилением политической напряженности по линии «Запад-Восток», с возрастающей террористической угрозой, с социальными и гуманитарными издержками мировой экономики. Поскольку современный мир представляет собой единый организм, все эти процессы не могут не затрагивать Россию и Кавказ.

Одно из последствий чудовищных террористических актов в Беслане, а ранее в Москве – заметное усиление ксенофобских настроений. Приводя в действие механизмы манипуляции массовым сознанием, антироссийски и антикавказски настроенные деятели в тех или иных районах Кавказа и России подогревают реальные или мнимые обиды и подталкивают людей к агрессивным действиям.

Против ксенофобии необходимо развертывать повсеместную и неустанную борьбу. В сфере межнациональных отношений – это одна из актуальнейших задач, в решение которой могут и должны внести свой вклад и деятели культуры. На смену выросшей там и здесь подозрительности и всевозможным фобиям деятели культуры России и Кавказа принесут возрожденные и обогащенные традиции сотворчества, плодотворной взаимосвязи и взаимной поддержки.

Именно культура гарантирует развитие нравственно и морально здоровой личности, заботящейся не только о собственном благе, но и о благе общества. К сожалению, приходится констатировать, что сегодня мощные рычаги культуры используются крайне неэффективно, в том числе и на таком важном направлении как российско-кавказские отношения. Сегодня за культуру все чаще выдают массовые развлечения, шоу или показные мероприятия.

В условиях современного глобального мира и его противоречивых тенденций многовековая культурная общность народов России и Кавказа служит и продолжает служить цементирующей основой единого российско-кавказского дома. Мы, участники «круглого стола» «Россия и Кавказ в ХХI веке», считаем необходимым создание и принятие широкомасштабной долгосрочной программы «Россия-Кавказ», предусматривающей реализацию проектов в таких важных сферах культуры, как литература, искусство, театр, народное творчество, кино и телевидение.

Эти проекты должны быть ориентированы на сотрудничество и активное взаимодействие работников культуры России и Кавказа, поскольку сохранение и развитие общего культурного наследия в условиях 21 века – крайне важная задача как для России, так и для Кавказа. Это общее наследие будет работать на благо России и Кавказа, на стабильность во всем мире.

Мы надеемся, что наш голос будет услышан.

Фазу Алиева, Белла Ахмадулина, Эдуард Баграмов, Юрий Башмет, Андрей Битов, Хажбикар Боков, Нани Брегвадзе, Элина Быстрицкая, Валерий Виноградов, Ахсарбек Галазов, Валерий Гергиев, Хибла Герзмава, Яков Гордин, Даниил Гранин, Георгий Данелия, Армен Джигарханян, Муса Дудаев, Фазиль Искандер, Шапи Казиев, Елена Камбурова, Гия Канчели, Юрий Карпов, Борис Коркмазов, Борис Мессерер, Моусар Минцаев, Вячеслав Михайлов, Дагун Омаев, Анатолий Приставкин, Владимир Соскиев, Жибек Сыздыкова, Евгений Трофимов, Виктор Федоров, Ширвани Чалаев, Людмила Швецова, Александр Эбаноидзе.»

г. Москва 17 февраля 2006 г.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 «Мир Кавказа на рубеже столетий», Москва,2001г., стр.18-19.

2 Там же, стр. 23-25.

3 Там же, стр. 35.

4 Там же, стр. 48.

5 Там же, стр. 61.

6 Там же, стр. 69.

7 Там же, стр. 79.

8 Там же, стр. 82.

9 Там же, стр. 55.

10 Россия и Кавказ на рубеже столетий», М., 2006, стр. 7-8.

11 Там же, стр. 19.

12 Там же, стр. 26-27.

13 Там же, стр. 28-29.

14 Там же, стр. 31.

15 Там же, стр. 42.

16 Там же, стр. 47.

17 Там же, стр. 54.

18 Там же, стр. 58.

19 Там же, стр. 66.

20 Там же, стр. 103.

21 Там же, стр. 104.

22 Там же, стр. 111-112.

23 Там же, стр. 9-17.

24 Там же, стр. 68.